Создание среды для развития способных и одаренных детей

Перейти вниз

Создание среды для развития способных и одаренных детей

Сообщение автор Новикова Л.А. в Пн Май 18, 2015 1:30 pm

Выявление одарённых детей начинается в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Определение «одарённые дети» подразумевает, что они:
• имеют более высокие, по сравнению с большинством учащихся, интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
• имеют доминирующую активную познавательную потребность;
• испытывают радость от добывания знаний и умственного труда.
Условно можно выделить три категории одарённых детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях. Такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте.
2. Дети с признаками специальной умственной одарённости - в определённой области наук (подростковый возраст).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (старший школьный возраст).
Успешность работы с одарёнными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.
При выявлении одарённых детей учитываются их успехи в какой-нибудь деятельности: учебной, художественной, физической, музыкальной и т.д.
1-4 классы. Работа с детьми характеризуется тем, что они охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих и познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, творческие, физические и другие способности.
Творческий потенциал ребёнка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности - в области художественного развития. В связи с этим, целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию дополнительных предметов, не входящих в базисный план. Кроме того, развитие способностей учащихся продолжается и во внеурочной и внеклассной деятельности. В начальной школе эта работа проводится в многочисленных кружках, клубах по интересам и секциях. Урочная и внеурочная деятельность строятся таким образом, чтобы учащиеся могли проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах других ступеней.
После этого необходимо создать условия для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент, может быть, ещё не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
5-6 классы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одарёнными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение. На этом этапе работы с одарёнными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: ролевые игры, тренинги, «мозговые штурмы», викторины, конкурсы, творческие зачёты, проектные задания.
7-9 классы - этап формирования способностей учащихся. На этом этапе осуществляется постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям, способам и методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. Наиболее целесообразными на этом этапе являются факультативы, элективные курсы:
• обучение экспериментальным навыкам по физике;
• практикум по решению задач по математике;
• решение олимпиадных и конкурсных задач.
Условия успешной работы с одарёнными детьми:
• Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
• Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одарёнными детьми.
• Признание коллективом педагогов и руководством гимназии того, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений общеобразовательного учреждения.
Включение в работу с одарёнными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определёнными качествами:
• учитель для одарённого ребёнка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одарённым учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
• учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
• учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
• учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
• увлечённым своим делом;
• способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
• профессионально грамотным;
• интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
• проводником передовых педагогических технологий;
• психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
• знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одарёнными учащимися:
• творческие мастерские;
• групповые занятия со способными учащимися;
• кружки по интересам;
• конкурсы, викторины, турниры;
• факультативы, элективные курсы;
• участие в олимпиадах;
• исследовательские проекты и т.д.

Новикова Л.А.

Сообщения : 1
Дата регистрации : 2015-05-18

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения