Развитие одаренности через формирование индивидуальной образовательной траектории
internet-pedsovet :: Интернет-педсовет одарённые дети :: Интернет-педсовет одарённые дети :: Секция 2. «Пути достижения высокой результативности в работе с одарёнными детьми».
Страница 1 из 1
Развитие одаренности через формирование индивидуальной образовательной траектории
Развитие одаренности через формирование ИОТ
Баутина О.В., учитель географии МБУОО СОШ №15
Развитие одаренности среди школьников может быть и должна реализовываться через создание индивидуальной образовательной траектории.Для меня стало очевидным, что ее формирование в процессе обучения предмету география и экология позволяет повысить результативность совместного труда учеников и педагога. Мною выделяются следующие этапы разработки ИОТ: аналитический, диагностический, деятельностный и рефлексивный. Для того, чтобы приступить к формированию ИОТ учащихся, необходимо провести анализ ситуации. Для этого учащиеся 5-11 классов я делю на 3 группы. Первая группа – ученики «звезды». Таким школьникам интересно изучать то, что никто не изучает. Вторая группа учеников – умники, которые с интересом изучают конкретный предмет и успешно выступают на предметных олимпиадах. Третья группа – учащиеся – старатели. Это добросовестные школьники, которые, как правило, переходят в категорию «звезд». Мною составляется банк данных, в котором учащиеся распределены по указанным группам. Следующий этап предполагает диагностическую работу. Тестирование и анкетирование учащихся дают возможность выявить креативные способности, гибкость мышления, мотивацию к обучению. Организация обучения по индивидуальной траектории требует использования особой методики и применения современных технологий. Учитель может и должен предлагать ученикам для усвоения различные виды деятельности, как эмоционально-образные, так и логические, но, если учитывать приоритетные виды деятельности индивидуально для каждого ребенка, следует допустить выбор детьми этих видов при изучении одних и тех же образовательных объектов. Мною используются технологии, позволяющие ученикам сделать такой выбор и начать движение по формированию ИОТ не только в классно-урочной системе, но и во внеурочной деятельности (элективные курсы и предметы, кружки, научное общество учащихся). Это технология критического мышления, эвристическое обучение, технология ТРИЗ. При планировании работы по формированию ИОТ мною учитываются возрастные особенности школьников: 5-7 классы – определение предметного поля, в котором учащийся наиболее успешен; 8 класс – формирование предметной траектории; 9 класс – корректировка ИОТ; 10-11 классы – завершение формирования ИОТ за счет занятий спецкурсов и мастерских. Было установлено, что исследовательскую деятельность учащихся целесообразно начинать с 5-го класса в соответствии с возрастными особенностями учеников. Уже с 5-го класса им предлагается участие в конкурсах исследовательских проектов кроме уроков, а с 6-го класса ученики получают возможность участвовать и в проектной деятельности. На мой взгляд, наиболее важным этапом в создании ИОТ является 8 класс. В начале учебного года учащиеся получают информацию об индивидуальных образовательных траекториях и объяснение принципов их выбора. Система курсов по выбору позволяет старшеклассникам найти то предметное поле, в котором они наиболее успешны, где они в большей степени могут самореализоваться. Рефлексивный этап – это время, когда ученик имеет возможность оценить свою деятельность. Как правило, результативное участие в конкурсах и предметных олимпиадах школьников дает новый импульс для работы над исследованиями и более глубокого изучения предмета. В процессе формирования ИОТ существуют проблемы. Первая проблема малых провинциальных школ – слабая наполняемость классов, которая ограничивает количество одаренных ребят. Вторая – отсутствие научной базы для проведения исследований. Третья – низкая мотивация школьников к обучению. Несмотря на перечисленные проблемы, формирование ИОТ позволяет организовать обучение для всех учащихся с самыми разными интеллектуальными способностями, выделить группы детей, которые мотивированы на исследовательскую деятельность и добиваются высоких результатов. За последние три года мои «звезды» дважды побывали на Всероссийских конкурсах и олимпиадах, поощрялись путевками в Китай, Японию и в лагерь «Океан», участвовали в международном симпозиуме «Сохраним леса вместе».
На основе анализа психолого-педагогической литературы и экспертных оценок мною были определены следующие критерии успешности исследовательской деятельности учащихся как средства реализации их ИОТ: сформированность готовности учащихся к участию в исследовательской деятельности для выбора своей ИОТ; успешность в исследовательской деятельности в рамках выбираемой ИОТ; активность, осознанность, самостоятельность и рефлексивность участия школьников в исследовательской деятельности.
Таким образом, мне удалось выяснить, что наибольшее значение для развития способностей к осмысленному, обоснованному выбору индивидуального образовательного маршрута имеют влияние участия учащихся в исследовательской деятельности, их рефлексивность, самостоятельность в этой деятельности, а также получение высоких результатов в ней.
Новый стандарт создает условия для ответственности и самостоятельности всех участников образовательного процесса. Когда он будет работать в основной школе, индивидуальная траектория развития ребенка будет возможна не на словах, а в реальной жизни. И масштабное педагогическое творчество учителей и целых педагогических коллективов не будет упираться в рамки строгих регламентаций.
В заключение необходимо отметить, что решающее значение для успешной реализации всего предлагаемого комплекса идей и педагогических решений принадлежит учителям. От того, как они позиционируют себя в образовательном процессе, умеют ли организовывать учебную деятельность, которая позволит вооружить каждого ребенка действенным инструментом познания, стремятся ли научить каждого своего ученика, сформировать для каждого его ИОТ, готовы ли сами учиться и повышать квалификацию, зависит очень многое. Свободное поколение воспитают только свободные учителя.
Баутина О.В., учитель географии МБУОО СОШ №15
Развитие одаренности среди школьников может быть и должна реализовываться через создание индивидуальной образовательной траектории.Для меня стало очевидным, что ее формирование в процессе обучения предмету география и экология позволяет повысить результативность совместного труда учеников и педагога. Мною выделяются следующие этапы разработки ИОТ: аналитический, диагностический, деятельностный и рефлексивный. Для того, чтобы приступить к формированию ИОТ учащихся, необходимо провести анализ ситуации. Для этого учащиеся 5-11 классов я делю на 3 группы. Первая группа – ученики «звезды». Таким школьникам интересно изучать то, что никто не изучает. Вторая группа учеников – умники, которые с интересом изучают конкретный предмет и успешно выступают на предметных олимпиадах. Третья группа – учащиеся – старатели. Это добросовестные школьники, которые, как правило, переходят в категорию «звезд». Мною составляется банк данных, в котором учащиеся распределены по указанным группам. Следующий этап предполагает диагностическую работу. Тестирование и анкетирование учащихся дают возможность выявить креативные способности, гибкость мышления, мотивацию к обучению. Организация обучения по индивидуальной траектории требует использования особой методики и применения современных технологий. Учитель может и должен предлагать ученикам для усвоения различные виды деятельности, как эмоционально-образные, так и логические, но, если учитывать приоритетные виды деятельности индивидуально для каждого ребенка, следует допустить выбор детьми этих видов при изучении одних и тех же образовательных объектов. Мною используются технологии, позволяющие ученикам сделать такой выбор и начать движение по формированию ИОТ не только в классно-урочной системе, но и во внеурочной деятельности (элективные курсы и предметы, кружки, научное общество учащихся). Это технология критического мышления, эвристическое обучение, технология ТРИЗ. При планировании работы по формированию ИОТ мною учитываются возрастные особенности школьников: 5-7 классы – определение предметного поля, в котором учащийся наиболее успешен; 8 класс – формирование предметной траектории; 9 класс – корректировка ИОТ; 10-11 классы – завершение формирования ИОТ за счет занятий спецкурсов и мастерских. Было установлено, что исследовательскую деятельность учащихся целесообразно начинать с 5-го класса в соответствии с возрастными особенностями учеников. Уже с 5-го класса им предлагается участие в конкурсах исследовательских проектов кроме уроков, а с 6-го класса ученики получают возможность участвовать и в проектной деятельности. На мой взгляд, наиболее важным этапом в создании ИОТ является 8 класс. В начале учебного года учащиеся получают информацию об индивидуальных образовательных траекториях и объяснение принципов их выбора. Система курсов по выбору позволяет старшеклассникам найти то предметное поле, в котором они наиболее успешны, где они в большей степени могут самореализоваться. Рефлексивный этап – это время, когда ученик имеет возможность оценить свою деятельность. Как правило, результативное участие в конкурсах и предметных олимпиадах школьников дает новый импульс для работы над исследованиями и более глубокого изучения предмета. В процессе формирования ИОТ существуют проблемы. Первая проблема малых провинциальных школ – слабая наполняемость классов, которая ограничивает количество одаренных ребят. Вторая – отсутствие научной базы для проведения исследований. Третья – низкая мотивация школьников к обучению. Несмотря на перечисленные проблемы, формирование ИОТ позволяет организовать обучение для всех учащихся с самыми разными интеллектуальными способностями, выделить группы детей, которые мотивированы на исследовательскую деятельность и добиваются высоких результатов. За последние три года мои «звезды» дважды побывали на Всероссийских конкурсах и олимпиадах, поощрялись путевками в Китай, Японию и в лагерь «Океан», участвовали в международном симпозиуме «Сохраним леса вместе».
На основе анализа психолого-педагогической литературы и экспертных оценок мною были определены следующие критерии успешности исследовательской деятельности учащихся как средства реализации их ИОТ: сформированность готовности учащихся к участию в исследовательской деятельности для выбора своей ИОТ; успешность в исследовательской деятельности в рамках выбираемой ИОТ; активность, осознанность, самостоятельность и рефлексивность участия школьников в исследовательской деятельности.
Таким образом, мне удалось выяснить, что наибольшее значение для развития способностей к осмысленному, обоснованному выбору индивидуального образовательного маршрута имеют влияние участия учащихся в исследовательской деятельности, их рефлексивность, самостоятельность в этой деятельности, а также получение высоких результатов в ней.
Новый стандарт создает условия для ответственности и самостоятельности всех участников образовательного процесса. Когда он будет работать в основной школе, индивидуальная траектория развития ребенка будет возможна не на словах, а в реальной жизни. И масштабное педагогическое творчество учителей и целых педагогических коллективов не будет упираться в рамки строгих регламентаций.
В заключение необходимо отметить, что решающее значение для успешной реализации всего предлагаемого комплекса идей и педагогических решений принадлежит учителям. От того, как они позиционируют себя в образовательном процессе, умеют ли организовывать учебную деятельность, которая позволит вооружить каждого ребенка действенным инструментом познания, стремятся ли научить каждого своего ученика, сформировать для каждого его ИОТ, готовы ли сами учиться и повышать квалификацию, зависит очень многое. Свободное поколение воспитают только свободные учителя.
Ольга Васильевна Баутина- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2015-05-07
internet-pedsovet :: Интернет-педсовет одарённые дети :: Интернет-педсовет одарённые дети :: Секция 2. «Пути достижения высокой результативности в работе с одарёнными детьми».
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|