internet-pedsovet
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Развитие одаренности через формирование индивидуальной образовательной траектории

Перейти вниз

Развитие одаренности через формирование индивидуальной образовательной траектории Empty Развитие одаренности через формирование индивидуальной образовательной траектории

Сообщение автор Ольга Васильевна Баутина Чт Май 07, 2015 4:25 pm

Развитие одаренности через формирование ИОТ
Баутина О.В., учитель географии МБУОО СОШ №15
Развитие одаренности среди школьников может быть и должна реализовываться через создание индивидуальной образовательной траектории.Для меня стало очевидным, что ее формирование в процессе обучения предмету география и экология позволяет повысить результативность совместного труда учеников и педагога. Мною выделяются следующие этапы разработки ИОТ: аналитический, диагностический, деятельностный и рефлексивный. Для того, чтобы приступить к формированию ИОТ учащихся, необходимо провести анализ ситуации. Для этого учащиеся 5-11 классов я делю на 3 группы. Первая группа – ученики «звезды». Таким школьникам интересно изучать то, что никто не изучает. Вторая группа учеников – умники, которые с интересом изучают конкретный предмет и успешно выступают на предметных олимпиадах. Третья группа – учащиеся – старатели. Это добросовестные школьники, которые, как правило, переходят в категорию «звезд». Мною составляется банк данных, в котором учащиеся распределены по указанным группам. Следующий этап предполагает диагностическую работу. Тестирование и анкетирование учащихся дают возможность выявить креативные способности, гибкость мышления, мотивацию к обучению. Организация обучения по индивидуальной траектории требует использования особой методики и применения современных технологий. Учитель может и должен предлагать ученикам для усвоения различные виды деятельности, как эмоционально-образные, так и логические, но, если учитывать приоритетные виды деятельности индивидуально для каждого ребенка, следует допустить выбор детьми этих видов при изучении одних и тех же образовательных объектов. Мною используются технологии, позволяющие ученикам сделать такой выбор и начать движение по формированию ИОТ не только в классно-урочной системе, но и во внеурочной деятельности (элективные курсы и предметы, кружки, научное общество учащихся). Это технология критического мышления, эвристическое обучение, технология ТРИЗ. При планировании работы по формированию ИОТ мною учитываются возрастные особенности школьников: 5-7 классы – определение предметного поля, в котором учащийся наиболее успешен; 8 класс – формирование предметной траектории; 9 класс – корректировка ИОТ; 10-11 классы – завершение формирования ИОТ за счет занятий спецкурсов и мастерских. Было установлено, что исследовательскую деятельность учащихся целесообразно начинать с 5-го класса в соответствии с возрастными особенностями учеников. Уже с 5-го класса им предлагается участие в конкурсах исследовательских проектов кроме уроков, а с 6-го класса ученики получают возможность участвовать и в проектной деятельности. На мой взгляд, наиболее важным этапом в создании ИОТ является 8 класс. В начале учебного года учащиеся получают информацию об индивидуальных образовательных траекториях и объяснение принципов их выбора. Система курсов по выбору позволяет старшеклассникам найти то предметное поле, в котором они наиболее успешны, где они в большей степени могут самореализоваться. Рефлексивный этап – это время, когда ученик имеет возможность оценить свою деятельность. Как правило, результативное участие в конкурсах и предметных олимпиадах школьников дает новый импульс для работы над исследованиями и более глубокого изучения предмета. В процессе формирования ИОТ существуют проблемы. Первая проблема малых провинциальных школ – слабая наполняемость классов, которая ограничивает количество одаренных ребят. Вторая – отсутствие научной базы для проведения исследований. Третья – низкая мотивация школьников к обучению. Несмотря на перечисленные проблемы, формирование ИОТ позволяет организовать обучение для всех учащихся с самыми разными интеллектуальными способностями, выделить группы детей, которые мотивированы на исследовательскую деятельность и добиваются высоких результатов. За последние три года мои «звезды» дважды побывали на Всероссийских конкурсах и олимпиадах, поощрялись путевками в Китай, Японию и в лагерь «Океан», участвовали в международном симпозиуме «Сохраним леса вместе».
На основе анализа психолого-педагогической литературы и экспертных оценок мною были определены следующие критерии успешности исследовательской деятельности учащихся как средства реализации их ИОТ: сформированность готовности учащихся к участию в исследовательской деятельности для выбора своей ИОТ; успешность в исследовательской деятельности в рамках выбираемой ИОТ; активность, осознанность, самостоятельность и рефлексивность участия школьников в исследовательской деятельности.
Таким образом, мне удалось выяснить, что наибольшее значение для развития способностей к осмысленному, обоснованному выбору индивидуального образовательного маршрута имеют влияние участия учащихся в исследовательской деятельности, их рефлексивность, самостоятельность в этой деятельности, а также получение высоких результатов в ней.
Новый стандарт создает условия для ответственности и самостоятельности всех участников образовательного процесса. Когда он будет работать в основной школе, индивидуальная траектория развития ребенка будет возможна не на словах, а в реальной жизни. И масштабное педагогическое творчество учителей и целых педагогических коллективов не будет упираться в рамки строгих регламентаций.
В заключение необходимо отметить, что решающее значение для успешной реализации всего предлагаемого комплекса идей и педагогических решений принадлежит учителям. От того, как они позиционируют себя в образовательном процессе, умеют ли организовывать учебную деятельность, которая позволит вооружить каждого ребенка действенным инструментом познания, стремятся ли научить каждого своего ученика, сформировать для каждого его ИОТ, готовы ли сами учиться и повышать квалификацию, зависит очень многое. Свободное поколение воспитают только свободные учителя.

Ольга Васильевна Баутина

Сообщения : 1
Дата регистрации : 2015-05-07

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения