Пути достижения высокой результативности в работе с одарёнными детьми

Перейти вниз

Пути достижения высокой результативности в работе с одарёнными детьми

Сообщение автор Nataliya Alekseevna в Вт Май 05, 2015 9:29 am

Пути достижения  высокой  результативности в работе с одарёнными детьми
                                                                                                                          Н.В.Захарова,
                                                                                                                          заместитель директора
                                                                                                                          по УВР МБУ ОО СОШ №1

              «Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос  и дал обильный плод».Это слова известного  педагога В.А.Сухомлинского.
              Каждый человек от рождения наделён способностями, но определить его интересы, возможности, склонности   может  учитель, который непосредственно работает с ним. От  профессионализма педагога, умения работать с высокомотивированными учащимися  зависит многое.
            Главная задача учителя – создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвинуться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно. Этот  путь обычно  мы называем «самосовершенствование ребёнка в условиях образовательного процесса». Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей и реализацию их потенциальных возможностей, является сегодня одной из приоритетных социальных задач.
           Для достижения результатов  в  работе с одарёнными детьми должна быть определённая система. Каков путь учителя?
           Во - первых, выявление одарённых детей, следующий этап - развитие их творческих способностей на уроках. И обязательно необходимо развивать  способности учеников  во внеурочной деятельности.
          В работе с одарёнными детьми важное значение имеет мотивация. Учитель выявляет интерес ученика, влечение к предмету, развивает его способности, поддерживает, поощряет, радуется его достижениям.  К.Д.Ушинский считал, что   «главная  цель обучения и воспитания – дать человеку деятельность, которая наполнила бы его душу».
          Обучение одарённых детей в условиях общеобразовательной школы должно проходить на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса.  
          Педагог,  используя  личностно ориентированный подход в обучении, должен поддерживать постоянное желание  у учащихся совершенствоваться, создавать для них ситуации успеха в учебном  и воспитательном процессе.
          Каковы формы деятельности, которые помогут  достичь высокой результативности  в работе с одарёнными учащимися?
Можно выделить такие формы работы:
                           
           Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, создание таких условий обучения и развития личности,  которые обеспечивали бы максимальное раскрытие  способностей. Основным средством реализации этих целей является содержание образования: его уровневая и содержательная вариативность. Наиболее эффективными, обеспечивающими развитие одарённых детей, являются следующие технологии.
• Технологии развивающего, проблемного обучения. Они являются  ведущими в организации   учебных занятий в школе. Учитель, создавая на уроке проблемные ситуации, организуя  самостоятельную деятельность учащихся для их разрешения,  развивает  мыслительные способности своих учеников.
• Технологии  разноуровневого  обучения. Реализуя  данную технологию, учитель организует  учебно - воспитательный процесс, при котором каждый ученик имеет возможность  овладеть учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разных уровнях в зависимости от его способностей и индивидуальных  возможностей. Учителя школы используют данную технологию на уроках истории, обществознания, русского   языка, математики, физики, химии.
• Технологии реализации индивидуальной траектории в обучении стали в школе реальностью сегодняшнего дня.  Индивидуальный  учебный план – совокупность учебных предметов, выбранных для освоения учащимися на базовом и профильном уровнях. С помощью   индивидуального образовательного маршрута ученик может реализовать свой личностный потенциал.  В  школе учащиеся 10-11 классов изучают на профильном уровне русский язык, химию, физику, обществознание и историю. Полученные знания реализуются в умении учащихся  применять их в стандартной или творческой ситуации, при участии в предметных олимпиадах разного уровня, в творческих конкурсах.
• Дистанционные технологии. Они реализуются с применением информационных и коммуникационных технологий  при опосредованном взаимодействии   обучающегося и педагога. Эти технологии помогают педагогам  школы  обеспечить индивидуализацию учебного процесса при работе с одарёнными, талантливыми детьми. Учителя используют материалы телешколы при подготовке учеников к государственной итоговой аттестации  на уроках и  к олимпиадам. Учащиеся занимаются  самостоятельно, учитель выступает в роли тьютора. Преимуществом обучения с использованием дистанционных технологий является максимальная индивидуализация  учебного процесса.
             Практика обучения одарённых детей в классах с углубленным изучением учебных дисциплин позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей области знаний, благоприятные  условия для интеллектуального развития учащихся. Это ещё один путь воспитания  школьника, который может достичь высоких результатов в обучении. В нашей школе имеется опыт по преподаванию  английского языка со второго класса.
            Эффективными формами работы с одарёнными детьми является подготовка и участие в   предметных олимпиадах и конкурсах  разного уровня.
• Дистанционные олимпиады. Учителя школы, выступая в роли организаторов олимпиад, умело направляют деятельность своих учеников, чтобы они получили возможность развивать свои   способности. Ученики участвуют во всероссийской дистанционной  олимпиаде  по русскому языку, литературе, химии, информатике проекта  «Инфоурок», во всероссийской олимпиаде «Знатоки русского языка», в международном проекте «Видеоурок», в международном конкурсе по орфографической грамотности «Грамотей-марафон»,  «Почитай-ка», во  всероссийском конкурсе предметных олимпиад  «Летний тур: Олимпийские рекорды».  Участие школьников в дистанционных олимпиадах различного уровня способствует наращиванию их опыта и формирует навыки, необходимые для успешного выступления на интеллектуальных соревнованиях.
• Конкурсы. Учащиеся школы под руководством учителей  активно участвуют в международных и всероссийских конкурсах по английскому языку  «Британский бульдог», по истории «Золотое руно», по русскому языку «Русский медвежонок – языкознание для всех», по математике «Кенгуру»,  по литературе «Пегас», по биологии «Человек и природа», по информатике  «Инфознайка». Это даёт возможность  ученикам попробовать свои силы, решая задания  по разным предметам, проявить себя, стать успешными, а учителю – заметить способных учащихся и организовать с ним индивидуальную работу.  
         Одарённых детей отличает от других обучающихся более быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения, повышенная любознательность и самообучаемость.  Для таких  учащихся недостаточно заниматься любимым делом на уроке, им хочется продолжить обучение. Хорошая организация внеурочной деятельности под руководством учителя даёт возможность ученикам  развивать свой потенциал.  
• Исследовательская и проектная деятельность  способствует формированию и развитию  у высокомотивированных школьников познавательной и  исследовательской  компетенции. Учащиеся учатся самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, происходит развитие критического мышления. Учителя школы, работая  с  детьми над  созданием  исследовательской работы,  отмечают, что у них формируется умение сотрудничать  со  сверстниками   и взрослыми, они способны управлять своей познавательной деятельностью.    
• Работа научного общества «Эрудит». Системой  в школе стало проведение научно-практических  конференций  НОУ в конце учебного года, на которых ученики защищают свои исследовательские работы. Они проводятся   отдельно для учащихся начальной школы и  учеников, представляющих исследовательские работы по предметам    гумани-
тарного  и естественно-математического циклов, члены Совета НОУ выступают в роли жюри.  Но этому предшествует  кропотливая работа с учителями  и самостоятельная деятельность.   В  течение учебного года проводятся консультации для школьников,  к проведению которых    привлекаются старшеклассники,   по структуре и оформлению исследовательской работы, правильной её защите,  по выдвижению гипотезы,   созданию презентаций.
           Учащиеся,   представляющие  свои исследовательские работы на    конференции с младшего школьного возраста,   успешно затем выступают и на районных, краевых  мероприятиях, потому что у них появляется опыт создания и защиты своего труда перед аудиторией.              
             У всех одарённых детей    отчётливо выражена поисковая потребность. Их отличает необычайная целеустремлённость, увлечённость, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью. Эти качества используют и развивают  учителя школы при индивидуальной работе со своими учениками. Работа осуществляется на факультативах, индивидуально-групповых занятиях.
             Хороший результат приносит организация и проведение занятий  по подготовке  к предметным олимпиадам с группой учащихся разного возраста.  В течение нескольких лет учителя – предметники школы   занимаются с учениками 4 –х  классов по подготовке их к олимпиадам. Успех приходит  при  систематической, качественной  работе, правильно организовать её помогает педагогам создание в начале учебного года  индивидуального плана работы с одарёнными детьми по своему предмету.
             Занятия на элективных курсах, которые организованы в школе, способствуют расширению и углублению знаний учащихся по разным предметам, дают возможность удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
            Система дополнительного образования, индивидуально-личностная основа   деятельности   учреждений  этого типа позволяет удовлетворять запросы детей, используя потенциал  свободного времени. Учащиеся школы посещают ДШИ, занимаются в различных кружках учреждений дополнительного образования, спортивных секциях.  
             Работа с одарёнными детьми осуществляется  и через занятия в школьных клубах  центра «Лотос». Систему работы  учителей школы можно представить  таким образом
.
          Результат работы можно увидеть, проанализировав итоги всероссийской предметной олимпиады за 5лет.



              В школе существует  система стимулирования педагогов за  достижение высоких результатов,   оплата за организацию работы с одарёнными детьми.
              Для  достижения высоких результатов в работе с одарёнными детьми необходим  систематический труд учителя  в союзе с  учениками, а где труд – только там может быть  успех.

Nataliya Alekseevna

Сообщения : 7
Дата регистрации : 2015-04-29

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Пути достижения высокой результативности в работе с одарёнными детьми

Сообщение автор Nataliya Alekseevna в Пт Май 08, 2015 1:41 pm

Спасибо Наталье Владимировне за предоставленную возможность ознакомиться с системой работы школы по достижению высокой результативности в работе с одарёнными детьми. В вашей школе  созданы хорошие условия для развития способных детей в разных направлениях. В этом большая заслуга руководителей школы. Это позволило ребятам школы № 1 добиться высоких результатов в этом году на олимпиадах.На районных олимпиадах учащиеся школы завоевали 49 призовых мест, 34-х победителей по 14-ти предметам чествовали по итогам участия в олимпиадах районного уровня! С краевого тура предметных олимпиад они привезли городу 1 победное и 10 призовых мест!  Это ли не результат?
Очень бы хотелось, чтобы руководители других школ, в которых работа со способными детьми носит несистемный характер, взяли на вооружение опыт школ, где это направление развито на достаточно хорошем уровне.
Приглашаю руководителей и учителей всех школ поделиться крупицами опыта, наработанного в своей школе. Давайте соберём "изюминки". А может, кто-то готов предложить ещё неопробованное, но зреющее на уровне идеи? Давайте обсудим!
С уважением, Черненко Н.А.

Nataliya Alekseevna

Сообщения : 7
Дата регистрации : 2015-04-29

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения