internet-pedsovet
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

«Работа педагогов дополнительного образования по развитию творческих способностей обучающихся»

Участников: 2

Перейти вниз

«Работа педагогов дополнительного образования по развитию творческих способностей обучающихся» Empty «Работа педагогов дополнительного образования по развитию творческих способностей обучающихся»

Сообщение автор Admin Ср Апр 29, 2015 12:25 pm

Полиграфическая продукция–одна из форм в работе с одаренными детьми.

П.И.Чайковский считал, что в ребенке заложен максимум возможностей «и всё лучшее с течением времени, к сожалению, часто теряется». Действительно, в развитии детской одаренности всегда присутствует элемент непредсказуемости. Многие, казалось – бы, одаренные дети, «сходят с дистанции» особенно в тот кризисный период, когда от несколько наивного «Композиционного сочинительства» они совершают резкий переход к взрослому профессиональному видению.
Без глубокого осмысления этого вопроса строить систему работы с одаренными детьми – значит идти дорогой проблем и ошибок. А проблем сегодня в работе с одаренными детьми предостаточно.
Проблема не чувствующих родителей  личности своего ребенка. Недопонимание в ребенке одаренности к творчеству, навязывание своих нереализованных мечт.
Следующая проблема в выявлении одаренных детей это продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования, Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному критерию, так и по отрицательному критерию: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие значения того или иного показателя еще не являются доказательством ее отсутствия.
Одна из актуальных проблем в работе с одаренными детьми – проблема развития личностных качеств творческой личности в отсутствии высокой мотивации творчества. Нет одаренности там, где нет творческой мотивации поиска (идей, образов, сюжетов, сценариев).
Следующая проблема   в отсутствии  культурологического подхода в воспитании одаренных детей, выявляющей смыслообразующую мотивирующую функцию искусства в становлении личности
Но самая главная проблема  в личности педагога не  умеющего вступить в диалог с ребенком, не готового в - первую очередь к собственному развитию, высокому уровню самообразования.



Принципы Итена  Йоханниса (швейцарский художник, педагог, создатель системы преподавания многих начальных художественных учебных заведений.) стали моими принципами, которым я следую 40 лет.
«Пережить, осознать, создать».  Ибо не пережитое, не прочувствованное,  неосознанное не создаться. Это долгий путь к педагогическому результату.
Мои учителя Мелик Пашаев, Ю.А.Полуянов,  Л.С.Выготский, П.П. Чистяков, Д.Н. Кардовский, К.Д.Ушинский, И. Итен – это ориентиры и  мои ступени в педагогике искусства, которые основываются  на позитивной Я - концепции одаренного ребенка Я - творец и позитивной Я - концепции педагога Я – творец. Одним словом, необходимо сотворчество  «педагог-ребенок»  без которого невозможно прийти к успеху.
Предполагается использование личностно-ориентированных технологий, направленных на творческое развитие учащихся, реализуются с опорой на такие психологические механизмы одаренного ребенка как: ассоциации, т.е. активизация у ребенка прежних знаний, усвоенных в прошлом опыте (накопление ассоциативного, эмоционального, зрительного, эстетического опыта для воплощение чего-то большего или меньшего того, что именно «Я»  принес  в этот мир). Но опыт творчества, жизни изнутри наружу, опыт воплощения чего-то большого или маленького, того, что именно я принес в этот мир – такой опыт должен быть. Главное – это пробуждение у ребенка внутренней потребности в художественном или в каком либо ином творчестве, и помощь взрослого в том, чтобы такая потребность могла пробудиться.
Ребенок должен полноценно проживать свойственную его возрасту жизнь, формы общения, получать потоки детских впечатлений, чтобы его творчество рождалось не из того готового, что ему кто-то «напел», а из опыта его собственной жизни, который он будет преобразовывать в музыкальные, живописные, научные или какие-то ещё произведения и решения
Первые книжечки -7 лет - первый личный опыт в приобретении художественного вкуса, развитие общей культуры. Важно  этот самый восприимчивый возраст заложить для этого фундамент: научить душу детей быть подвижной и гибкой, что бы в среднем и старшем возрасте ученики были способны к такому творческому живому мышлению, позволяющему им легко делать открытия.
Первые книжечки,  первый личный опыт соприкосновения  с  высоким искусством. Обращение ко всему человеку,  что дает возможность   задеть чувства и эмоции ребенка. Ясно, что лучше и глубже усваивается то, что дает переживание душе и работу воле.  Требует большого душевного напряжения
все это позволит в будущем воспринимать любые искусства как нечто для себя близкое пережитое изнутри. Пусть они поймут, что при этом в душе пробуждаются какие-то очень ценные чувства, которые повседневной жизни не проявляются.


Одним из результатов совместной современной творческой деятельности педагога и детей является полиграфическая продукция. Результатом моего сотворчества стали следующие работы:
Приложение № 1 Книга «Моя первая книжка» (5-6 лет)
Приложение № 2 Книга «Азбука», по страницам сказок А.С.Пушкина (7-8 лет)
Эскизы книги «Буквица. Русская прибаутка» (11-12 лет)
Приложение № 3 Книга сказка «Репка» (13-14 лет)
Приложение № 4 Книга «Надо любить всем сердцем» (16-17 лет)
Приложение №5. Брошюра «Японская поэзия в творчестве русских детей»  (16-17 лет).
Приложение № 6. Книга «Мои вдохновения»
Приложение № 7. Эскиз брошюры «Миниатюрные произведения  абстрактного искусства»
 Вся моя система работы  направлена на  формирование творческой сущности человека взятого во всей целостности. В работе с одаренными детьми перед собой я ставлю следующие педагогический задачи:
- пробудить творческие силы, а вместе с ними и художественные способности учащихся;
- помогать детям понимать и принимать личные переживания и особенности восприятия, так как они определяют своеобразие их работ;
-придерживаться принципов постепенности, учить работать  самостоятельно.
-помочь в профессиональном самоопределении (без высокого профессионализма педагога выполнение данной задачи невозможно)
Как показывает моя многолетняя практика, именно это способствует развитию одаренности детей. Необходим индивидуальный подход, особенно с  теми детьми, которые выбрали свою будущую профессию из области искусства. Здесь важно не подавлять личность, помогать выбрать свой путь, не терять уверенности в своих силах, что больше по душе именно ему и что будет соответствовать его творческому Я (графика, основы дизайна, живопись). Оказывая помощь в самоопределении необходимо помнить слова К. Д. Ушинского " Показать человеку то, что в нём есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового, духовного развития человечества. Без этого все фактические познания - не только не принесут пользы, но нанесут положительный вред самому человеку».
Вся моя педагогическая деятельность направлена на то, что бы вести по методикам, законам графической грамоты. Крайне важно познакомить с основами художественной  грамоты без чего нельзя готовить ребенка в художественные  вузы, помочь ему втягиваться в работу.
Главнейшая задача педагога изобразительного искусства - развить в одаренных детях, будущих дизайнерах, обостренное чувство форм и материала, научить творчески смыслить. А когда все образование строится на схемах, символах, буквах, понятиях, цифрах, тогда то, что я непосредственно вижу и слышу, вроде бы и не имеет ценности, а в учебном процессе скорее даже мешает.

Зограф М.Я.,
педагог дополнительного образования
МБОУ ЦДТ «Паллада»

Admin
Admin

Сообщения : 23
Дата регистрации : 2015-04-23

https://internet-pedsovet.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

«Работа педагогов дополнительного образования по развитию творческих способностей обучающихся» Empty Re: «Работа педагогов дополнительного образования по развитию творческих способностей обучающихся»

Сообщение автор Матвеева Ольга Чт Май 07, 2015 7:53 pm

Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий... кто понятлив:
Таланты может воспитать
Наставник, если сам талантлив..
.

Мне хочется поделиться своим опытом работы с одарёнными детьми школы №8.Одарённый ребёнок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в каком-либо виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.
   Выделяют две формы проявления у детей одарённости:явная (обнаруживает себя в деятельности ре-
бёнка достаточно ярко и отчётливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребёнка очевидны)
скрытая (проявляется в замаскированной форме). Причины скрытой одарённости ребёнка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии; в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми;в специфике культурной среды. Для меня, как педагога важно увидеть одарённость ребёнка в любой её форме и если необходимо- поддержать ребёнка своим советом и просто позитивным настроем. Для меня важно внушить каждому ребёнку веру в его успешность,  возможность преодоления всех трудностей и преград. Важно помочь ребёнку увидеть успех своей творческой деятельности в глазах других ребят, учителей. Для этого нами в школе проводятся регулярно конкурсы рисунков и фотографий, устраиваются вернисажи детских рисунков на самые разные темы: "Краски нашего края", "Тропою тигра", "Портреты наших мам", "Мир русского народного творчества" и много других. В нашей школе №8 действует постоянно обновляемая АРТ- ГАЛЕРЕЯ с лучшими рисунками наших учеников. Среди них много работ учащихся 7 класса Рыковой А., Дмитриевой Т., Пендюрина И.; есть и работы учеников начальных классов : Трофимовой Я, Кожемякиной А., Семёнова Ф., Беловой С., Синициной В. и других. Ребята с интересом рассматривают работы свои и товарищей, сравнивают их, анализируют свои удачи и недостатки. Эти выставки позволяют одарённым детям  "открыться миру"- показать свои лучшие работы.
Художественная одарённость поддерживается и развивается мною на уроках в школе,на занятиях в кружках "Весёлая кисточка" и "Кнопочки" . Одарённость подразумевает высокие достижения в художественном творчестве и исполнительском мастерстве — в частности в графике, живописи, фото искусстве, хореографии.
В художественном творчестве значимую роль играют психологические механизмы — такие, как эмоциональный настрой, потребности, мотивация, а также возрастные и личностные особенности ребёнка.
Сочетание двух функций в художественном  образе — изображение и выражение — придаёт этой деятельности художественно-творческий характер,определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий, а значит, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.
Развивая художественную одарённость детей,учитель должен ставить перед собой следующие основные
задачи:ознакомление детей с художественным творчеством; помощь в раскрытии и развитии способностей
и индивидуального творческого потенциала каждого учащегося; создание комфортной среды общения;
стимулирование дальнейшего развития художественных умений;социализация посредством полученных знаний;содействие самоопределению личности.
 Для реализации этих задач мы обычно используем: групповые беседы, игровые и арттерапевтические методы, методы исследовательские с использованием ресурсов Интернет, а также методы обучения изобразительной деятельности .
Моя система работы с одарёнными детьми включает следующие компоненты:
-выявление одарённых детей;
-развитие творческих способностей на уроках;
-развитие способностей во внеурочной деятельности (кружки, конкурсы различных уровней, выставки, участие в фестивалях художественного творчества муниципального уровня)
Очень важно то, что мною ведутся уроки изобразительного искусства в школе №8 с 1 по 9 классы. Ребята привыкают к моим требованиям и спокойнее относятся к критическим замечаниям. Дети становятся открыты для любых творческих экспериментов, готовы научиться новым техникам рисования, с радостью предлагают свои творческие фантазии для реализации их на занятиях в кружке. Дети чувствуют психологическую поддержку и всегда с желанием идут на наши занятия искусством. Работая с младшими ребятами и школьниками 5-6 классов мною часто применяется методика для развития творческих способностей "Пятно":
Ребёнок получает лист бумаги,где учитель рисует краской пятно неопределённой формы. Задание ребёнку- дорисовать, так, чтобы получилась "интересная картинка"! Дети рисуют с удовольствием и что интересно, все рисунки получаются разными по содержанию, форме и цвету. Аналогичная этой методике и другая, так же часто применяемая мною в работе с детьми "Линия". Здесь учитель рисует на листе у ребёнка кривую изогнутую линию и просит ребят дорисовать её. Рисунки получаются весёлые и разнообразные (кто-то рисует бабочку на цветке, кто-то улитку на листике, а кто-то странного инопланетянина и т.п.)
Иногда мы "рисуем музыку" - ребятам даются краски и кисти и включается мелодия без слов, учащиеся должны нарисовать свои чувства и мысли от этой музыки (плавной и лиричной или быстрой и ритмичной) Работы детей - иногда просто поразительны по своему колору, по смешению красок... Необходимое условие для развития творчества и способностей - положительная и доброжелательная оценка со стороны учителя.
При проведении уроков изобразительного искусства в среднем и старшем звене педагогу необходимо ориентироваться на следующие направления в работе:основной метод обучения — от знаний к творчеству;требование обязательной грамотности исполнения работы — композиционной и изобразительной;
требование завершённости, аккуратности и привлекательности, проявления художественного вкуса в каждой работе (независимо от её характера);обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу;обязательная рефлексия, анализ результатов работы, требование умения защитить и объяснить свой замысел; стимулирование активного участия в конкурсах (для поощрения оригинальности замысла
и повышения качества исполнения). Для этой категории учащихся положительные результаты обеспечивает использование:мультимедийного оборудования, позволяющего сочетать информацию различного типа (голосовую, графическую, видео- и аудиоинформацию). Усиление наглядности повышает интерес к предмету и стимулирует высокие результаты; графического редактора Paint (принцип рисования — закрашивание каждого отдельного пикселя рисунка (маленького элемента — точки), которые, сливаясь, дают общую картину;принцип собирания — выполнение натюрморта с использованием фигур и линий, от общего к частному);различных техник и материалов для выполнения заданий, что тоже развивает творческую индивидуальность учеников;
 Для меня важно, чтобы каждый ребёнок мог реализовать свои творческие возможности, талант и фантазию.
Поиск мною одарённых детей  идёт непрерывно, начиная с начальной школы и в каждом классе отдельно. Очень важно для меня увидеть одарённость и в трудных детях и в детях- сиротах воспитанниках детского дома. Так например нами велась большая психолого- педагогическая работа с воспитанником детского дома Бугай И. .Мальчик с изломанной психикой и девиантным поведением пришёл к нам в школу в 8 классе, вначале на уроках искусства только шалил и критиковал одноклассников и учителя, но постепенно со временем увлёкся рисованием и к середине 9 класса стал сам участвовать в выставках рисунков и охотно находил добрые слова в адрес других юных художников. Самым приятным для меня было получить из его рук 14 февраля красивую большую "валентинку" выполненную им собственноручно по своему желанию.
  Мы стремимся, чтобы как можно больше детей участвовали в школьных этапах разно уровневых конкурсов. Они могут самостоятельно рисовать пейзажи по памяти, с натуры — портреты и натюрморты, а также составлять композиции и писать фантастические картины (задачи постепенно усложняются). Никогда не стоит рисовать за ребёнка, гораздо важнее показать его ошибки и, конечно же, похвалить за удачные моменты: в результате получатся грамотные и творческие картины. Получая за победу или участие в конкурсах сертификаты, дипломы, грамоты, дети начинают стремиться к большему. В этой связи надо отметить несколько важных моментов: успех на конкурсе связан не только со способностями, но и со знаниями  а значит, к нему нужно готовиться серьёзно. Для меня важно показать обучающимся ребятам, что труд - важное условие успеха и одними способностями много не добьёшься. Трудолюбие, поиск знаний, совершенствование собственных умений и вера в успех - вот то, что необходимо воспитать в одарённом ребёнке!
Матвеева О.А.
педагог МБУ ООООШ №8 г. Советская Гавань

Матвеева Ольга

Сообщения : 18
Дата регистрации : 2015-05-07

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения