Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника

Перейти вниз

Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника

Сообщение автор Моисеева Наталья Владимир в Чт Май 14, 2015 12:24 pm

Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника
как средство формирования личностных универсальных и метапредметных учебных действий

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника не только знающего, а умеющего творчески мыслить, самостоятельно добывать и применять знания, способного принимать нестандартные решения.
Среди качеств современного выпускника начального звена школы есть такие, как:
- Любознательный,  интересующийся, активно познающий мир;
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
Формирование этих качеств я уделяю большое внимание в рамках всего образовательного процесса, в том числе и как классный руководитель.
В основу построения воспитательной системы класса и занятий ВУД легла проектно-исследовательская деятельность, цель которой максимальное сближение интересов родителей и детей по формированию ценностных качеств личности ребенка. Именно проект является интегративным дидактическим средством развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать разнообразные умения и навыки. Это и коммуникативная культура, и система деловых и нравственных качеств, необходимых для плодотворной деятельности в современном обществе.
В перспективный учебный план, в рамках внеурочной деятельности с 1 класса введен факультативный курс «Я – исследователь», на занятиях которого формируются проектно-исследовательские умения школьников. Во втором классе большое количество часов курса отводится изучению темы «Моя родословная».
«Мое родословие» – звучит красиво и даже завораживающе. Как бы не менялся мир, а вечные ценности все равно остаются у человека в душе. Род, предки, потомки – это не пустые слова. Во все времена за этими словами чувствовалась сила.
Сегодня составление родословной невероятно популярно. Все больше людей стремятся выяснить, кем же были их предки. С большим интересом проводили совместные изыскания мои ученики. Они с удовольствием слушали семейные предания своих бабушек и дедушек, проводили раскопки в семейных архивах, узнавали, как звали прабабушек и прадедушек. Ребята проводили соцопрос и с удивлением узнали о том, что большинство опрошенных когда-то составляли или хотели бы составить своё родословное древо. В рамках изучения темы ребята разгадывали тайны имени, фамилии, составляли родословное древо, узнавали о родственниках, защищавших Родину во время ВОв. Мы исследовали карту России, нанося на неё места, где живут родственники, узнавали, какой вклад внесли предки в жизнь и историю родного города и страны. Мы писали сочинения, рисовали рисунки, загадывали желания золотой рыбке (для всех членов своей семьи). Такая совместная работа по составлению родословной увлекала ребят, укрепляла семейные узы, прививала детям семейные ценности и традиции.
Итогом исследовательской деятельности в этом направлении явилась конференция, где ребята делились своими изысканиями и защищали свои работы. Была оформлена выставка семейных реликвий, рисунков. Но главное, через причастность семьи к истории России, такая работа формирует у ребят патриотизм, национальное самосознание гражданина, воспитывает ответственное отношение к преемственности поколений.
В прошлом году ребята участвовали в акции «Я – гражданин России». У нас родился проект «Школьный двор – островок детства», цель которого – спроектировать и создать игровую площадку на территории школьного двора, на которой можно играть на переменах, после уроков и на каникулах. Сказали – сделали. Вместе с родителями и другими учениками школы обустроили площадку для игр.
В этом чебном году спланировали и провели новый исследовательский проект – «Одетые в гранит и бронзу», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В рамках проекта приняли участие  в акции «Спасибо деду за Победу». 17 учеников класса написали сочинения о героях войны, о своих предках – защитниках Отечества. 4 лучшие работы ребят вошли  в книгу «Память поколений». Совместно с родителями на сайте «Мемориал» и в книгах Памяти отыскали 25 человек, чьих фамилий нет на мемориальной доске Памятника-стелы  работникам СРЗ  ММФ, погибшим в годы Великой Отечественной войны, уточнили дату гибели большинства погибших. Работая с разными источниками информации в архивах школьного музея и районного краеведческого музея им. Н. Бошняка, на интернет сайтах, встречаясь с интересными людьми, мы создали продукты нашего проекта:
 Виртуальная экскурсия к Памятной стеле воинам-заводчанам, погибшим в Великой Отечественной войне (текст, презентация);
 Сборник сочинений «Спасибо деду за Победу!»;
 Сборник материалов «Память, застывшая в камне…».
Весь собранный материал передан в школьный музей «Музей Добра и Милосердия».
Кроме того, в этом учебном году ребята проводили самостоятельные изыскания, итогами которых поделились на исследовательской конференции. На которую были приглашены учащиеся из других классов школы и родители.
Одной из функций классного руководителя является вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.  Конечно, без них мы никуда. Они выступят в качестве активных участников проектов, оказывают помощь в реализации всех наших начинаний. Вместе с ними ребята готовятся к праздникам, участвуют в конкурсах. А сделали мы не мало. Это праздники «Наша дружная семья», «Эта обычная картошка», «В гостях у сказки», проект «В мире профессий», итогами которых стали тетради исследователя, КВН «Все профессии нужны, все профессии важны!», выставки работ…
Для полноценного участия родителей в нашей совместной деятельности сначала предстояло провести их обучение. Состоялась серия родительских собраний (семинаров), на которых объясняла сущность проектного метода, раскрывала формы возможного участия родителей в проектно-исследовательской деятельности учащихся, демонстрировала фрагменты презентаций детско-родительских проектов, а также продукты проектной деятельности школьников. Изучали этапы работы над исследованием.
Кроме этого, ребята  постоянно проводят социальные акции «Ёлочка», «Помоги зимующим птицам», «День подарка просто так», «Ветеран живет рядом» и др.
Такие совместные дела не пройдут бесследно. Они останутся в душе каждого ребенка и станут бесценным достоянием учащихся, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Работа классного руководителя в воспитании эмоционально – ценностных отношений к событиям, социальной жизни, к истории и культурным традициям, реализованная через проектно-исследовательскую деятельность дает положительный результат, позволяет превратить «обычные будни» в постоянный поиск,  придает уверенность ребенку в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию, дает мотивацию к дальнейшей творческой деятельности и просто доставляет радость от каждого прожитого дня.

Моисеева Наталья Владимир

Сообщения : 3
Дата регистрации : 2015-05-14

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника

Сообщение автор Никулин Т. в Пт Май 15, 2015 9:26 pm

Комментируя статью, хочу отметить, что мой сын участвовал во всех проектах и не только сам включился в исследовательскую деятельность, но и заслушивая доклады других детей о выполненных ими работах вынес для себя определенную информацию. Кончено они дети, и, например сын, частенько мне говорит, что и сладости могут быть полезными, ссылаясь на исследовательский доклад одноклассницы Ольги, но разницу между «целью исследования» и «задачей исследования» они мне кажется, запомнили.

Никулин Т.

Сообщения : 1
Дата регистрации : 2015-05-15

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника

Сообщение автор Моисеева Наталья Владимир в Сб Май 16, 2015 8:11 am

Большое спасибо, Светлана Афанасьевна и Тимофей Ильич. Работая с ребятами над проектами и исследовательскими работами. я сама очень многому научилась. Да, думаю, что и наши родители. С уверенностью могу сказать, что такая работа даёт свои положительные результаты. А самое главное, тематика наших проектов и исследований позволяет развивать у ребят их личностные качества, делает их души теплее и светлее. Большое спасибо родителям моих ребят, которые принимают активное участие в наших проектах.

Моисеева Наталья Владимир

Сообщения : 3
Дата регистрации : 2015-05-14

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения