эффективное управление развитием детской одаренности

Перейти вниз

эффективное управление развитием детской одаренности

Сообщение автор Серова Валентина в Чт Май 07, 2015 11:06 pm

Управление детской одаренностью
С педагогической точки зрения одаренные дети - это дети, которые по уровню развития своих способностей явно выделяются среди своих сверстников или в среде своей социальной группы. Педагогов, впервые встретившихся в своей педагогической практике с одаренными детьми, обычно подкупает их ранняя увлеченность (чтением, музыкой, счетом), повышенная любознательность, большой запас знаний, способность быстро обучаться и сосредотачиваться на выполнении учебного задания на длительное время, исследовательская активность и активность в учебном процессе.
Одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст), рассматривается как общая, универсальная способность. А с возрастом она приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.
Часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способна творить педагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, что у него есть.

Дошкольное воспитание – неотъемлемая часть общего образования современного человека. И поэтому особая миссия возложена на детский сад. Его задача раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека. Сегодня внимание многих педагогов и психологов привлекает вопрос одаренности, ее природы, возможностей управления, выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей.
Кто же такой одаренный ребенок?
Одарённым принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности.
Многие специалисты называют одаренностью генетический дар. Внешнее окружение и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. А благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способствуют превращению этого природного дара в выдающийся талант.
Обычно к одаренным и талантливым детям так же относят тех, кто благодаря своим способностям демонстрирует высокие достижения в различных сферах человеческой деятельности.
Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития - 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и дети уже проявляются себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь.
Дело родителей, наше (педагогов) - поддержать эти стремления ребенка, через большую череду игр специально подобранную, для каждого ребенка по выявленной одаренности.
Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков (перескакивания через этапы развития).
Любознательность и особый интерес к чему-то, память которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении.
Отличная память способных детей отличает способность классифицировать информацию и имеющийся опыт, умение использовать накопленные знания. Большой словарный запас, умение ставить вопросы вот, что отличает маленьких «вундеркиндов». Они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.
Для одаренных детей так же характерно опережающее познавательное развитие.
Но в большенстве своем, такие дети чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы.
И этим надо умело управлять в дошкольном возрасте. И здесь опять неоценима помощь педагога-психолога.
Психологи рассматривают потребность ребенка в познании, т. е. их познавательную потребность, как одну из сильнейших потребностей человека, на равных конкурирующих с такой, как потребность в общении.
В исследовании Н. Б Шумаковой изучались особенности развития постановки вопросов как одной из форм проявления поисковой, творческой активности в период от 5 до 20 лет.
Результаты исследования позволили выделить два критических периода в развитии способности детей задавать вопросы при знакомстве с новым объектом.
Первый критический период наблюдается в возрасте от 6 до 8 лет. Если дошкольники отличаются чрезвычайно высокой любознательностью, то с переходом к школьному обучению значительная часть детей становятся пассивными; вместе с тем у некоторых детей наблюдается резкое нарастание активности, а у большинства - активность существенно колеблется в зависимости от условий общения и обучения. В этот период познавательные вопросы детей приобретают новое качество - поисковый характер: они направлены в основном на самостоятельное нахождение неизвестного.
В подростковом периоде (11-14 лет) вопросы приобретают структуру гипотез, носят исследовательский характер.
К концу подросткового возраста четко выделяются два крайних полюса активности в постановке вопросов, проблем, построении догадок - проблемный (творческий) и непроблемный (нетворческий).
Подростки с проблемным типом активности отличаются высокой способностью включаться в поставленные проблемы, возвращаться к ним по мере дальнейшего опыта исследования.
В дальнейшем, в период от 15 до 20 лет , эти различия между людьми не сглаживаются, а имеют тенденцию нарастать.
Итак, проблема управления детской одаренностью сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.
При управлении (работе) с одаренными детьми более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:
• различные варианты метода наблюдения за детьми ;
• специальные психодиагностические тренинги;
• экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
• проведение «пробных» занятий по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
• экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, поделок) профессионалами;
• организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, , спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п. ;
• проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. При создании в ДОУ благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Такими условиями являются:
• наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов и воспитателей;
• наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
• создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление индивидуальности;
• наличие образовательной системы.
Хотелось бы, чтобы современная система образования, в частности детские сады и школы, не испытывали потребность в специальных программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей.




Серова Валентина

Сообщения : 6
Дата регистрации : 2015-04-27

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: эффективное управление развитием детской одаренности

Сообщение автор Наталья Харисова в Пт Май 08, 2015 1:35 pm

Человек, сидящий на вершине горы,
не упал туда с неба



Детская одаренность - это одна из важнейших психолого- педагогических и социально общественных проблем во всех развитых странах. Мы все слышали о вундеркиндах, еще в годы детства поражаю¬щих своими удивительными способностями. Многие из них не стали вы-дающимися людьми, и об их судьбах мы практически ничего не знаем. А некоторые, блистая незаурядными способностями с раннего детства, доби¬лись успехов в науке, искусстве, спорте, их имена знает каждый образо¬ванный человек. Основатель кибернетики Н. Винер так и назвал свою ав¬тобиографическую книгу "Бывший вундеркинд" (он в 12 лет поступил в университет, а в 14 лет уже имел первую ученую степень). В последнее время многое стало меняться, и термин "одаренность" вновь стал исполь¬зоваться в профессиональной литературе. Но споры не окончены, поэтому в практической работе с одаренными детьми вместо понятия "одаренный ребенок" следует использовать понятие "признаки одаренности ребенка" (или понятие, "ребенок с признаками одаренности").
Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, ко¬торые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (прояв¬ленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высо¬ким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ре¬бенка следует судить в единстве категорий "хочу" и "могу". Поэтому при¬знаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный - характеризует способы его деятельности. Мотивационный - характеризует отношение ре¬бенка к той или иной стороне действигельности, а также к своей деятель¬ности.
Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:
2. быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выпол¬нения;
3. использование и изобретение новых способов деятельности в ус¬ловиях поиска решения в заданной ситуации;
4. выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации, объясняю¬щее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.
Чтобы лучше понимать таких детей, следует прежде всего знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех де¬тей. У несмышленыша, совершенно беспомощного при рождении, за не¬многие годы, поначалу с помощью и под руководством старших, форми¬руются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства— обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Детство - неповторимая по своим возмож¬ностям пора развития.

Интеллектуально-познавательное, личностное, социальное и коммуникативное развитие обеспечивает широкие возможности школьников, рост их компетентности и конкурентоспособности в обществе. Поэтому стратегия развития образования основывается на индивидуализации, ориентировано на практические навыки и фундаментальные умения, таким образом, нацелено на личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ребенка, а высокомотивированного - особенно. Эти требования нашли свое отражение и в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач.
Для формирования личности одаренного ребенка и характера ее становления большое значение имеют особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Эти взаимоотношения, являясь следствием необычности самого ребенка, в значительной мере определяют историю жизни и тем самым формируют его личность. Ребенок с высокими интеллектуальными способностями далеко отрывается от сверстников, у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы. Яркие, нестандартно мыслящие, одаренные дети чаще всего не могут найти себе «собеседника» в среде окружающих их. При кажущемся благополучии многие одаренные дети проявляют высокий уровень тревожности из-за стремления соответствовать ожиданиям взрослых. При завышенной самооценке такие дети берутся за непосильные проблемы, претендуют на роль лидера в учебном коллективе, ориентированы только на успех. Чем одареннее ребенок, чем тоньше у него душа, тем опаснее для него различные эмоциональные потрясения.
Педагог-наставник призван стать нравственным ориентиром, который вдохновит ребенка, поможет понять самого себя.
Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потреб¬ностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, младших школьников и подростков весьма от¬личаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость диффе¬ренцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности опреде¬ляет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы должно проходить на основе принципов индивидуализации и диффе¬ренциации учебно-воспитательного процесса.

Наталья Харисова

Сообщения : 6
Дата регистрации : 2015-05-08

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: эффективное управление развитием детской одаренности

Сообщение автор Наталья Харисова в Пт Май 08, 2015 1:48 pm

Индивидуализация обучения в общеобразовательных школах может осуществляться с помощью индивидуального учебного плана и обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам. Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных про¬грамм обучения предполагает использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.
Занятия по свободному выбору - факультативные, в особенности организация малых групп - в большей степени, чем работа в классе, позво¬ляют реализовать дифференциацию обучения, - предполагающую применение разных методов работы. Это делает возможным учет различных потребностей и способностей одаренных детей.
Достаточно перспективной, начиная со старшего подросткового возраста (после 8-го класса), является дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одаренных школьников (углубленного прохождения учебных предметов), что предполагает использование различных типов содержания и методов работы, учет требований индивидуального подхода. Эта форма обучения особенно актуальна для тех одаренных детей, у которых к концу подросткового возраста сформировался устойчивый интерес к определенной области знания.
Большие, еще не использованные возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся не только возможность выбора направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.
Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм. Сеть творческих объединений позволяет реализовать совместную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся. Наиболее ода¬ренные учащиеся могут привлекаться к совместной работе с педагогами и одновременно являться руководителями классных исследовательских секций по данному предмету. Межклассные объединения - секции - могут возглавляться преподавателями. Создание межвозрастных групп, объединенных одной проблематикой, снимает основную сложность положения одаренных детей, которые теперь могут двигаться с резким опережением, оставаясь, тем не менее, в среде сверстников. Кроме того, совместная исследовательская работа со школьным учителем делает уче¬ника на уроке его сотрудником. Более того, достижения одаренного ученика "опрокидываются" на класс, и это не только помогает росту остальных детей, но и имеет прямой воспитательный эффект: укрепляет авторитет этого ученика и, что особенно важно, формирует у него ответственность за своих товарищей. Вместе с тем такая форма работы позволяет избежать ранней специализации и обеспечивает более универсальное образование детей.
Указанная система может дать оптимальный эффект лишь при условии формирования у учащихся познавательной направленности и высших духовных ценностей. С этой целью программы учебных предметов должны включать раскрытие личностных стратегий, нравственного поступка, стоящих за научным открытием.
Целесообразным для одаренных детей является сочетание школьного и внешкольного обучения. Например, обучение одаренного ребенка в обычной школе по индивидуальному плану может сочетаться с его участи¬ем в работе "школы выходного дня" (математического, историко- археологического, лингвистико-философского и иного профиля), которая обеспечивает общение с талантливыми специалистами-профессионалами, включает в серьезную научно-исследовательскую работу и т.д.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку воз¬можность свободного выбора образовательной области, профиля про¬грамм, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельно¬сти с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Наталья Харисова

Сообщения : 6
Дата регистрации : 2015-05-08

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: эффективное управление развитием детской одаренности

Сообщение автор Наталья Харисова в Пт Май 08, 2015 1:51 pm

Выявление и развитие детей, обладающих незаурядными способно¬стями, представляет собой сложную и многоаспектную задачу, подобную кропотливому поиску крупиц золота. Сохранение и развитие детской ода¬ренности предусматривает глубокое изучение проблем талантливых детей, формирование и развитие организационно-педагогических условий и средств универсального типа для их обучения, оказание консалтинговой помощи и психологического сопровождения одаренных, способных и де¬тей с «синдромом раннего развития». Ребенок с высокими интеллектуаль¬ными способностями далеко отрывается от сверстников, у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы. Яркие, нестандартно мыслящие, одаренные дети чаще всего не могут найти себе «собеседника» в среде окружающих их. Учи¬тель-наставник призван стать нравственным ориентиром, который вдохновит ребенка, поможет понять самого себя. Важно не просто похвалить ребенка, важно создать момент, когда талантливый ребенок сможет осознать себя в настоящем окружающем мире и себя в будущем. Создавая «развивающую среду» для детей с особыми образовательными потребностями, необходимо дать возможность самоопределиться и са-мореализоваться, выстраивать определенную стратегию своего поведе¬ния, жизнедеятельности, творчества сообразно своим ценностям.

Наталья Харисова

Сообщения : 6
Дата регистрации : 2015-05-08

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: эффективное управление развитием детской одаренности

Сообщение автор Серова Валентина в Пт Май 08, 2015 2:16 pm

Знаете, но как бы то небыло, все зависит от нас, взрослых (не важно кто по статусу) каким мы видим ребенка в будущем, каким он сам хочет быть и к чему стремиться. Есть хорошая американская пословица:" Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, вовлеки меня, и я пойму".
слова М. Волошина как нельзя лучше отражают нашу деятельность в детьми:" Все видеть, все понять, все знать, все пережить.
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горячими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить."
Хочется работать в детьми в идеальных условиях, но те трудности с которыми мы педагоги сталкиваемся нас не пугают, есть у нас талантливые дети и будут. А мы будем ими грамотно управлять и развивать.


Последний раз редактировалось: Серова Валентина (Пн Май 11, 2015 8:41 pm), всего редактировалось 1 раз(а)

Серова Валентина

Сообщения : 6
Дата регистрации : 2015-04-27

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: эффективное управление развитием детской одаренности

Сообщение автор Nataliya Alekseevna в Пт Май 08, 2015 2:34 pm

Благодарю Наталью Валерьевну за конкретизацию понятия "одарённость" и очень согласна с тем, чтобы утвердить использование понятия "признаки одарённости", которые проще назвать способностями. Их-то и развивает наша школа (во всяком случае в Совгаванском районе). Именно способности объясняют быстроту и лёгкость приобретения знаний, умений и навыков личностью. А одарённость предполагает комплекс способностей к какой-либо деятельности, осуществляемой на высоком уровне. Мы несправедливо называем одарёнными всех тех, кто занимает призовые места на конкурсах различного уровня по той простой причине, что любую конкурсную работу ребёнок делает под началом опытного педагога, который выстраивает с ребёнком эту конкурсную работу от идеи до её завершения. За редким исключением, согласитесь. Для соответствия понятию "одарённый" крайне важны не только комплекс способностей, но также воля и мотивация. А это уже для большинства школьников, имеющих способности, большой вопрос.
Но давайте теоретические измышления оставим в стороне и обратимся к тем школьникам, которым скучно на наших уроках. А ведь среди них немало таких, которые наделены неплохими способностями. Как школа "замечает" способности таких ребят и управляет их развитием?
С уважением, Черненко Н.А.

Nataliya Alekseevna

Сообщения : 7
Дата регистрации : 2015-04-29

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: эффективное управление развитием детской одаренности

Сообщение автор Наталья Харисова в Пн Май 11, 2015 12:03 am

Процесс выявления, поддержки и развития одаренных(способных) учащихся должен быть управляемым.
Основной целью организации работы с детьми, мотивированными на успех, должно стать создание устойчивой системы работы для выявления, развития, поддержки одаренных детей и обеспечения их личностной самореализации и профессионального самоопределения. А для этого в каждой образовательной организации должна быть разработана модель работы с одаренными учащимися, а также программа  работы с такой категорией учащихся.

При разработке модели внутришкольного управления развитием детской одаренности в нашей школе мы исходили из того, что задача школы состоит в предоставлении каждому ребенку возможности развивать свои природные способности и задатки, не только в интеллектуальной сфере.
Управление развитием детской одарённости в условиях школы нами понимается как регулирование состояния системы работы с одарёнными школьниками в целях получения желаемого результата в их обучении, воспитании и развитии.

Предлагаемая нами модель внутришкольного управления развитием детской одарённости включает четыре блока :
1. Управленческая деятельность школьной администрации по развитию детской одарённости.

2. Содержание деятельности педагогического коллектива по развитию детской одарённости в масштабе школы.

3 . Развитие интеллектуальной одарённости учащихся в учебном процессе (на уроках).

4. Внеклассная работа со школьниками в направлении развития детской одарённости, которая представлена научным обществом «Интеллект».

Каждая из вышеназванных структурных компонентов внутришкольной системы управления развитием детской одарённости имеет свои подструктуры. Отмечу, что все указанные компоненты предложенной системы взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют единый цикл управления развитием одаренности школьников.
Деятельность по развитию одарённости школьников в первую очередь охватывает развитие интеллектуальных способностей и дарований детей в учебном процессе, которая включает педагогические меры по развитию детской одарённости: психологическое обеспечение развития одарённости; использование возможностей учебного процесса по развитию одарённости детей; научные работы школьников, внедрение современных образовательных технологий и специфических методик развития детской одарённости и т.д.
Научное общество учащихся «Интеллект»  представляет собой систему организации внеклассной роботы по развитию одарённости школьников. "Интеллект" функционирует по трем направлениям: "Литературное краеведение", секция естественнонаучная и обществоведческая. Педагогический коллектив школы совместно с активистами среди учащихся добиваются все большего вовлечения учащихся во внеклассные формы деятельности школьников, где дети имеют возможность заниматься любимыми делами, развивать свои способности, проявить их, добываться новых и новых успехов .


Раскроем технологию моделирования системы работы с одаренными детьми в нашем ОУ:

1. Целевая структуризация: определение целей и направление деятельности ОУ в соответствии с социальным заказом.
Результат взаимодействия: формулирование целей и определение стратегии развития системы работы с одаренными детьми.
2. Анализ возможностей ОУ.
Результат взаимодействия: структурированные возможности ОУ по организации работы с одаренными детьми.

3. Выбор принципиальной схемы построения модели системы работы с одаренными детьми.
Результат взаимодействия: модель системы работы с одаренными детьми.

4. Разработка внутренней структуры компонентов модели работы с одаренными детьми.
Результат взаимодействия: модели компонентов системы работы с одаренными детьми.

5. Выбор диагностических процедур для определения результативности и эффективности разработанной модели системы работы с одаренными детьми.

Результат взаимодействия: направления анализа, подходы, система критериев и параметров эффективности и результативности разработанной модели с одаренными детьми, определение информационных потоков.

6. Коррекция разработанной модели работы с одаренными детьми и ее подсистем в ОУ.
Результат взаимодействия: комплекс моделей - компонентов системы работы с одаренными детьми в ОУ.
Описанная технология моделирования позволяет каждому ОУ на основе возможностей внутренней и внешней среды и с учетом социального заказа субъектов образовательного процесса разработать свою модель системы работы с одаренными детьми.

В нашем ОУ также  разработан  конкретный план реализации управленческих функций по развитию детской одаренности.

Шаг 1. Распределение функций управления системой работы с одаренными детьми на различных уровнях.
1. Директор ОУ:
• организует деятельность педагогического коллектива и направляет ее на реализацию программы по работе с одаренными детьми;
• осуществляет контроль качества образовательного процесса, выполнения развивающих программ и учебно-тематических планов;
• осуществляет контроль качества подготовки педагогов, работающих с одаренными детьми;
• создает условия для развития одаренных детей и повышения профессионального мастерства педагогов.
2. Заместитель директора по УВР:
• оказывает методическую помощь в разработке программ и методической продукции;
• обобщает и распространяет передовой педагогический опыт;
• планирует и организует обучение педагогов по повышению их профессионального мастерства.
3. Учитель:
• составляет программы и планы работы, обеспечивает выбор необходимых форм, методов и средств обучения и соблюдение санитарно-гигиенических норм;
• осуществляет руководство объединением обучающихся с повышенным уровнем интеллектуального развития;
• систематически повышает свою профессиональную квалификацию;
• организует работу с родителями и органами детского самоуправления.

Шаг 2. Работа с административным персоналом по повышению управленческой квалификации.

Одной из важных задач при внедрении инноваций является работа с административным персоналом.
В целях повышения управленческой культуры руководящих работников, их информированности о работе с одаренными детьми можно применять активные формы обучения: семинары-практикумы, деловые игры по проблемам, мозговые штурмы, тренинги, планерки, собеседования, информационные стенды, изучение опыта работы с одаренными детьми.

Шаг 3. Внедрение системы стимулирования педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.
Внедрение системы стимулирования улучшает показатели деятельности как управленческого персонала, так и педагогических работников. Практика подтверждает, что дифференциация этой системы, выбор критериев оценки деятельности с учетом ее специфики, привлечение к обсуждению коллегиальных органов ОУ обеспечивают объективность процесса стимулирования:
• награждение благодарностями, грамотами;
• награждение подарками и денежными премиями;
• участие в творческих конкурсах, конкурсах профессионального мастерства;
• информация в СМИ об успехах и достижениях педагогов;
• выдвижение педагогов на награждение почетными грамотами, благодарственными письмами всех уровней;
• выдвижение педагогов на награждение отраслевыми наградами Минобрнауки России;
• информация в СМИ об успехах и достижениях воспитанников.
Шаг 4. Внедрение системы поощрительных мер для одаренных детей.
Поощрительные меры являются действенным инструментом повышения мотивации одаренных детей к обучению и к улучшению своих достижений.
Приведение этих мер в систему и ее регулирование формирует стимулирующие мотивы одаренных обучающихся, способствует оказанию им социальной помощи и поддержки:
• вручение премий;
• занесение в книгу почета ОУ;
• обеспечение участия в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях различного уровня;
• поручение ведущих ролей;
• информация об успехах и достижениях;
• награждение почетными грамотами и подарками.

Наталья Харисова

Сообщения : 6
Дата регистрации : 2015-05-08

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: эффективное управление развитием детской одаренности

Сообщение автор Наталья Харисова в Ср Май 13, 2015 10:06 am

Уважаемые коллеги!
Хочу добавить, что условиями успешности работы с одаренными учащимися являются: - осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;
- создание и постоянное совершенствование методической работы с одарёнными детьми;
- признание коллективом школы того, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы;
- включение в работу с одарёнными детьми в первую очередь учителей, обладающих определёнными качествами.
Качества учителя:
 увлечён своим делом;
 способен к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
 профессионально грамотный;
 интеллектуальный, нравственный, эрудированный;
 проводник передовых педагогических технологий;
 психолог, воспитатель и умелый организатор;
 знаток во всех областях человеческой жизни.
Работа строится на следующих принципах:
 принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
 принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
 принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
 принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
 принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
В нашей школе работа ведется через совершенствование учебного процесса:
 организация углубленного изучения предметов в МБОУ СОШ № 16 (английский язык, математика);
 профильное обучение на старшей ступени обучения в МБОУ СОШ № 16 ( изучение русского языка, обществознания, физики, математики на профильном уровне), охвачено 100% старшеклассников;
 факультативы;
 элективные курсы;
 индивидуально-групповые занятия;
 дистанционное обучение старшеклассников.
Через организацию внеурочной работы в школе и учреждениях дополнительного образования:
 кружки;
 спортивные секции;
 эпизодическое участие учащихся в конкурсах исследовательского характера ;
 участие в интеллектуальных, творческих конкурсах;
 внеурочная деятельность в начальных классах.
Созданы в школе условия для реализации способностей учащихся:
 научно-практическая конференция «Есть идея!»;
 конкурсы: чтецов, «Звездный Арбат», «Британский бульдог»,
«Золотое руно», «Русский медвежонок – языкознание для всех», КВН;
 спортивные соревнования(«Губернаторские состязания»,лёгкоатлетический кросс, баскетбол, футбол, волейбол, туристический слёт, «Золотая штормовка», «Безопасное колесо», «Патриот»;
 всероссийская олимпиада школьников.

Наталья Харисова

Сообщения : 6
Дата регистрации : 2015-05-08

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: эффективное управление развитием детской одаренности

Сообщение автор Серова Валентина в Ср Май 13, 2015 11:43 am

Уважаемая Наталья! Полностью с Вами согласна, работа с одаренными детьми это приоритет каждого учреждения. И работать должны педагоги, владеющие этими качествами.
В нашем детском саду, согласно стандартов, мы так же совершенствуем учебно-воспитательный процесс, прекрасно понимая, какой ребенок выйдет из стен детского сада, таким его подхватит школа. Стараемся, чтобы интегративные качества каждого ребенка были сформированы согласно возраста, а одаренность, выявленная в детском саду, активно развивалась дальше.
Дополнительная работа с воспитанниками проходит через факультативы, индивидуальные, индивидуально-групповые занятия; кружки; спортивные секции;
участие воспитанников в интеллектуальных, творческих конкурса города, района, страны. Дети получают призовые места, являются лауреатами, призерами.


Серова Валентина

Сообщения : 6
Дата регистрации : 2015-04-27

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: эффективное управление развитием детской одаренности

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения