РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Перейти вниз

РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сообщение автор Admin в Вт Апр 28, 2015 4:56 pm

Человеку уже даны многие
умения и дарования.
Надо просто открыть эти дарования.
               Б. Ничипоров.
Одаренность человека — это маленький  росточек,едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеятьухаживать за ним,сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано: «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире… В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся в вузы…» В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в  случае роста интеллектуального уровня тех, кто в дальнейшем станет носителем ведущих идей общественного процесса.   Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, о максимальном развитии способностей каждого ученика, т.к. способности – это индивидуальные особенности личности,  помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Поэтому к школе предъявляются высокие требования.
Что значит для родителей и общества «хорошая школа»?
 Это школа, где обучают по всем предметам, а по окончании дети легко поступают  в вузы.
 В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
 В школе должны быть свои традиции.
 Школа должна давать современное образование.
 В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
    Поэтому проблема работы с одаренными детьми очень актуальна для современного российского общества.
Основные парадигмы развития одаренности:
1. Все дети одарены от природы.
2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический      фактор.
• Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
• Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
• Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие не востребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.
          Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка. Детей, которые выделяются своими способностями, хватает, но одаренных... Большую роль играет семья, родители должны первыми заметить и развивать одаренность, если она есть у ребенка (талант).
Что такое одаренность? Кто такие одаренные дети?                                                      
1. Дети с необыкновенно высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях ( такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте)
2.  Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области науки( подростковый возраст)
3.  Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учёбе, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами
Кто такие одаренные дети?
• имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
• имеют доминирующую активную познавательную потребность;
• испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Одаренность может проявляться:
1.  Как одаренность явная (проявленная), которая у всех на виду. Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей;
2.  Как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
3. Как одаренность скрытая (непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
    Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего они вырастают в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе не в особых генах гениальности - их природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.
С чем связана одаренность ребенка?
Вообще-то все родители поощряют и желали бы развивать в своем ребенке познавательные потребности и различные способности. Но только делают они это, естественно, по-разному.
    - Родители постоянно предлагают детям какие-то развивающие игры, дела, интересы: сделаем то-то, поиграем в эту игру, почитаем эту книгу, сходим в этот музей... При определенной настойчивости и последовательности такая стратегия приносит результаты. Но нередко у ребенка возникает внутренний протест, даже при внешней покорности. Иногда это выражается в повышенной утомляемости ребенка от любых интеллектуальных занятий.
     - Родители препоручают определение способностей и развитие их в ребенке специально подготовленным людям. Услуг такого рода предлагается сейчас очень много. Это и группы развития для дошкольников, и группы подготовки к школе, и всевозможные специализированные классы в школах. Разумеется, при хорошем уровне таких услуг польза для ребенка несомненная. Но при условии, что родители не собираются полностью переложить заботы о его развитии на плечи специалистов.
    - Родители не стремятся тотально контролировать развитие способностей ребенка, зато предоставляют ему возможности для выбора и стараются подобрать хорошую школу. Самое главное в таких семьях - атмосфера ярких познавательных интересов самих родителей. Они сами постоянно увлечены каким-то делом, много читают, в телепрограммах выбирают познавательные передачи, стараются посетить новую выставку, не навязывая все это ребенку, но предоставляя ему возможность самому найти подходящее занятие. Как оказалось, такая стратегия саморазвития - самая эффективная.
Хорошо ли быть одаренным? Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Рано или поздно одаренное чадо пойдет в школу. Далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами, да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.
    Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей "специальности".

Как распознать одаренность ребенка?
    У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой. Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области).
    Одаренность интеллектуальная и одаренность творческая не связаны между собой напрямую. Известный исследователь в области творческих способностей Э. Торренс говорил, что если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов интеллекта, то мы бы отсеяли 70 процентов наиболее творческих из них.
    В какой области одаренный ребенок проявит себя? Об этом можно судить по наблюдениям или результатам специальных тестов. Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставить условия для широкого проявления его возможностей. Отсюда следует, что:
Основной идеей нашей работы являетсяобъединение усилий педагогов, родителей, администрации, социальных партнёров с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала учащихся школы.

Система деятельности по организации работы с одаренными детьми

• Выявление одаренных детей
- диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологической службы.
- создание портфолио особых успехов и достижений ученика;
- создание банка данных по одаренным детям

• Интеграция ОУ со  структурами социума для создания бла-гоприятных условий развития одаренности
В основе деятельности ОУпо вопросу раз¬вития одаренности ребенка лежат принципы активного создания среды для раскрытия творческих способностей одаренных детей, принцип ком¬плексного, всестороннего, личностно-ориентированного подхода к решению проблем раз¬вития одаренности у детей.
Педагоги развивают и прослеживают творческую траекторию талантливого ребенка. Образовательное учреждение поддерживает тесный контакт с Центром детского творчества «Паллада»,  детской школой искусств, ДЮСШколами, районным Домом  культуры, краеведческим музеем, районными библиотеками, кинотеатром «Авангард», районным молодёжным центром, МРЦ «Западный».
Изобразительное искусство, музыка, ритмика, хореография, вокал, музыкальной грамота, японское искусство , русская культура, декоративно-прикладное творчество, игра на музыкальных инструментах, этикет, самбо и плавание, борьба и волейбол, лыжные гонки и спортивная стрельба  - таков мир интересов наших обучающихся, раскрывающих себя и свои дарования.
В настоящее время  в школе сформирован и постоянно обновляется банк данных о талантливых и одаренных детях. классными руководителями школы активно используется инновационная  педагогическая  технология  «Портфолио» — это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика.

Помощь одаренным учащимся в самореализации

Внеурочная деятельность и дополнительное образование учащихся является эффективной формой работы с одаренными детьми.  В школе сформировалось стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в  деятельность обеспечивает его благополучное развитие.
Для учащихся начальной школы  работают следующие кружки внеурочной деятельности:
• Моя Родина-Россия
• Край, в котором я живу
• Я и мой край
• Мир загадок
• Учись учиться
• Учимся учиться
• Познаю  себя
• Хочу всё знать
• Шахматы
• Знайка
• Мир логики
• Робототехника и легоконструирование
• Творческое проектирование
• Проектная деятельность
• Я - исследователь
• Вокруг меня мир
• Этикет: азбука добра
• Школьный этикет
• Пальчиковый театр
• Мастерская Самоделкина
• Творческий калейдоскоп
• Волшебный завиток
• Спортивные игры
• Учимся плавать
• Ритмика
• Жизнь без вредных привычек
• Витаминки
• Цветовая экология
• Игровая экология

Пятиклассникам на выбор предлагаем следующие кружки внеурочной деятельности:


п/п
Направления
Формы внеурочной деятельности и реализуемые программы

ФИО педагога , реализующего программу N
10ч.
1 Духовно-нравственное
1.Кружок по краеведению:
«Люби и знай страну и край» Неклюдова Т.А.

2 Обще интеллектуальное

1.Школа юного философа:
« В лабиринтах мудрости» Павлова Н.А.

2.Исследовательская лаборатория:
«Я – исследователь» Ткаченко М.Ф

3-4..Конструкторское бюро:«Робототехника и  Легоконструирование» Шевченко Н.В.
1чх2
3 Общекультурное
1.Школа   этикета:
«Этикет» Неклюдова Т.А.

2.Тренинги :
«Я+Я=МЫ…» Северенкова Т.А 1ч
4 Спортивно-оздоровительное

1Кружок «Здравушка»:
«Жизнь без вредных привычек» Проскурина С.А.


2секция «.Подвижные игры»:«Физкульт – УРА!» Кулагин А.П.
    1ч.
5 Социальное
1.Группа социального проектирования:«Проект – дело серьёзное!» Кураева Л.Е.


    В работе педагоги опираются на заранее подготовленные материалы и программы, обеспечивают последовательные занятия, стимулирующие различные способности.  Для каждого ученика ставится определенная цель.
Система дополнительного образования школы позволяет развивать интересы ребенка в различных областях. Процент охвата детей школьным дополнительным образованием  остается из года в год высоким

Учебный год Кол-во обучающихся в школе Кол-во формирований ДО Кол-во обучающихся в них %
2011 - 2012 843 33 482 40,6%
2012 - 2013 847 37 563 66,5%
2013 - 2014 833 41 577 69,2%
2014 - 2015 823 51 598 72,7%


в образовательном учреждении сформированы  и успешно  работают объединения дополнительного образования по следующим направлениям:


п/п Направление Кол-во формирований Возрастная категория Кол-во обучающихся Количество педагогов, в т.ч.              ПДО-1,5
1 Общеинтеллектуальное 2 5-7кл. 27 2
2 Общекультурное 14 5-11кл. 185 7
3 Духовно-нравственное 3 7-10кл. 36 2
4 Социальное 21 5-11кл. 239
5 Физкульурно-оздоровительное 4 2-11кл 61 3

6 Техническое 5 5- 11кл. 51 5

ИТОГО 51 2-11кл. 598

72,7% 26
в т.ч.      ПДО – 3

13педагогов ведут 2 и >кружков


Сегодня в школе работает  51 формирование дополнительного образования:

• Кружок занимательной грамматики
• Театр на английском языке «O*KEY»
• Драматическая студия «Образ»
• Театр эстрадных миниатюр «ВСЁ  ПРОСТО»
• Театр пластики рук «Вдохновение»
• Художественное  чтение «ЖИВОЕ СЛОВО»
• Кружок выразительного чтения
• Школьная электронная газета «Парус.ру»
• Школьная студия телевидения «INEWS :Мы расскажем первыми»
• Вокальная группа «БРАВО»
• Фольклорный коллектив «ОТРАДА»
• Танцевальный кружок «Темп»
• Кружок академического рисунка и живописи
• Кружок современного декоративно-прикладного творчества
• Салон школьной моды «Элегант»
• Церемониальный отряд «Эскорт»:
• - сводный отряд барабанщиков
• - группа развёртывания флага
• - знамённая группа
• - молодёжная рота почётного караула
• -Пост №1
• -группа «ФЛЭЙМ» по работе с малыми флагами
• - группа «МАЖОРЕТКИ»
• Кружок   «Война. Победа.Память»
• Школа подготовки вожатых
• Группа социального проектирования «ИНИЦИАТИВА»
• Кружок «Юный библиотекарь»
• «Люби и знай страну и край!»
• кружок «Юный турист»
• Кружок цветоводов
• Группа технического обеспечения мероприятий
• Группа по обновлению школьного сайта
• Команда «На разгоне»
• Команда КВН «Пятый угол»
• Кружок резьбы по дереву
• Группа «ПОИСК»
• Футбольная секция
• Волейбольная секция
• Секция «WORKAUT»
• Черлидинг
• Военно-патриотическое объединение «Наследники Великой Победы»
• Агитбригада «ПРОФИ»
• Агитбригада «ВЕКТОР»
• Агитбригада «БРАНДМЕЙСТЕР»

Последнее время, с введением часов внеурочной деятельности   много говорят о перегрузе  школьников. Самое главное, не надо забывать, что у ребёнка и родителя, который стоит за ним, есть ПРАВО ВЫБОРА.  И  нас не пугает  переход ребёнка из одного кружка в другой. Пусть ищет и раскрывает себя,  для этого мы  и создаем   такое разнообразие  кружков.

Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности является обеспечение его участия  в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях и публичное общественное признание его успехов через

• Стенд «Гордость нашей школы»
• занесение в школьную Книгу Почёта
• Награждение почетными грамотами и ценными подарками на общешкольных линейках (1-ый вторник каждого месяца)
• награждение по номинациям конкурса «Выпускник школы» на линейке Последнего звонка
Увеличение  каникулярного     времени;
• Публикация в  школьных СМИ, на сайте ОУ

Пожелание  
Все дети рождаются быть успешными.
Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов.
Я твердо верю в это. Вера   двигает горы… Вера  в учеников может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить.Каждый день можно собирать  большой урожай детских успехов.Не позволяйте ни одному ребенку быть неудачником. Учите со страстью, учите с преданностью   и стальной  уверенностью  в успехе, которая не позволит      учащимся соскользнуть в неуспех.

заместитель директора по воспитательной работе Туркина В.Ю.

Admin
Admin

Сообщения : 23
Дата регистрации : 2015-04-23

Посмотреть профиль http://internet-pedsovet.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сообщение автор Матвеева Ольга в Чт Май 07, 2015 5:58 pm

[justify]Добрый день, дорогие коллеги! Очень интересно пообщаться на страницах Вашего форума по этой интересной теме "Одарённые дети".
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями. Конечно, в каждой школе такие дети есть и очень важно педагогам увидеть их, разглядеть и суметь воодушевить на новые познания. Важно работать не только с детьми, но и не забывать о важной роли родителей в воспитании "юного таланта". Нужно поощрять желание ребят попробовать себя в разных видах творчества, поэтому очень важно создание условий для учащихся по разным видам деятельности ( интеллектуальной; физической- спортивной; художественно- эстетической; поисково- исследовательской). В нашей школе №8 такие условия для развития способностей школьников созданы. В школе №8 есть прекрасная база для занятий спортом, танцами, художественным творчеством и исследовательской деятельностью. Педагоги Сакалаускас Н.В.,Елисеева Л.И., Шин Л.В., ГурейЕ.В. Матвеева О.А. - умеют находить среди ребят "жемчуженки талантов". Эти педагоги умеют увлечь ребят своим энтузиазмом , а ведь пример педагога- тоже играет немаловажную роль в воспитании "юных талантов". Конечно, работая в маленькой школе - у нас есть свои проблемы... Среди них это то, что как правило одарённые дети имеют способности по нескольким направлениям, поэтому, когда мы начинаем заниматься с кем -то из них одним видом деятельности, то выясняется, что время их ограниченно, т.к. у них есть ещё дополнительные занятия и в других видах деятельности. Наши ученики, как правило сочетают интеллектуальную и художественную деятельность со спортивными занятиями, часто за пределами школы. Многие наши ребята ходят на дополнительные занятия по плаванью в бассейн, а это способствует их здоровому физическому развитию. Учащиеся учатся самостоятельно распределять время на разные виды деятельности.
  Эффективными формами работы с одарёнными детьми является подготовка и участие в   предметных олимпиадах и конкурсах  разного уровня. Наши школьники с удовольствием принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах, таких как "Золотое руно", "ЧИП", "Британский бульдог" Кенгуру" Президентские состязания по спорту.
Одна из наших проблем- отдалённость школы от центра города, что мешает ребятам более активно посещать спортивную школу или школу искусств. Ведь дополнительное образование расширяет горизонты школьного восприятия и образования...
Да и НЕ ВСЕ РОДИТЕЛИ ПРОНИКЛИСЬ ВАЖНОСТЬЮ  позитивного СОПРОВОЖДЕНИЯ  своих детей, многие из родителей удивляются, что учителя разглядели талант в их детях. Часто из-за финансовой несостоятельности родители не могут изготовить костюм для своего ребёнка купить лучшие краски, кисти  для рисования и другое...
Но не смотря на все наши проблемы, педагоги нашей школы, работая на чистом энтузиазме и любви к детям, добиваются высоких результатов. И мы надеемся, что наши усилия не будут напрасны - наши ученики вырастут активными и креативными! Наша цель- выявление и поддержка наиболее способных учеников младших,средних и старших классов, совместная работа с родителями и педагогами дополнительного образования,возможности давать углубленные знания в  области гуманитарных, естественных, технических, математических и других наук в условиях современных меняющихся требований школы.В соответствии с поставленными целями наша школа осуществляет следующие функции: реализует дополнительные образовательные программы, направленные на развитие интеллектуальных способностей школьников, а также созданные в соответствии с их запросами и интересами для наиболее одаренных детей; проводит конкурсы, викторины, олимпиады с целью выявления юных дарований;  Мы знаем, что в нашей стране появилась острая необходимость в поддержке и развитии наиболее способных и одаренных детей. Ведь именно такие дети являются интеллектуальным богатством страны и нам очень хочется, что бы наши ученики проявили все свои лучшие качества в школьной жизни и в будущем во взрослой!
Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.Нет никакого сомнения, что при соответствующей системе обучения и воспитания, при четко продуманной системе развития мотивации проблема интеллектуально одаренных детей может быть успешно преодолена. При этом система развития одаренности должна быть тщательно выстроена. Строго индивидуализирована, и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

Матвеева Ольга

Сообщения : 18
Дата регистрации : 2015-05-07

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сообщение автор Ирина Юрьевна Жукова в Пт Май 08, 2015 11:12 pm

Талантливые дети – ценность для общества, ими гордится школа, район. Они повышают уровень образовательного учреждения и по праву заслуживают особого внимания.
Каждая школа имеет свой опыт работы с одаренными, талантливыми детьми.

Далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. И очень многое зависит от семьи и школы.
Задача школы – поддержать ребёнка, развить его способности и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Ключевой фигурой в реализации задач воспитания в школе был и остаётся классный руководитель в основном звене и учитель начальной школы в начальной школе, так как именно они является тем звеном, которые соединяют всех участников учебно – воспитательного процесса (государство, родителей, учеников, администрацию школы, общественные организации и т.д.).
Важно именно в школе выявить интересы детей, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе организуется внеурочная деятельность обучающихся. Цель внеурочной деятельности – создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, развитие одаренности. Главная задача внеурочной деятельности – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка.
Чтобы проводить внеурочную работу с обучающимися мы вначале выявила их интересы. Выявив интересы и любимые виды деятельности учеников планируем занятия. Внеурочная деятельность осуществляется через посещение учениками кружков, секций, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, предметных неделях, научно – практических конференциях, социально – значимых делах и других классных и школьных мероприятиях. Мы знакомим родителей с организацией внеурочной деятельности и они с интересом узнают об успехах своих детей. Не отрицая и не преувеличивая влияние внеурочной деятельности на развитие у обучающихся личностных качеств и ценностных отношений, необходимо избрать показатели, характеризующие продуктивность внеурочной деятельности, ими могут стать следующие:
1) Знания, умения и навыки, сформированные у школьников в процессе занятий
внеурочной деятельностью;
2) Достижения обучающихся в различных видах внеурочной деятельности;
3) Желание учеников заниматься внеурочной деятельностью.


Ирина Юрьевна Жукова

Сообщения : 4
Дата регистрации : 2015-05-08
Возраст : 45
Откуда : Хабаровский край Советско-Гаванский район

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сообщение автор Матвеева Ольга в Пт Май 08, 2015 11:26 pm

Да, да,да, Ирина Юрьевна! Я с Вами согласна одарённые дети всегда найдут интересное для себя дело и деятельность, которые можно выбрать в школе во внеурочной деятельности. Но, конечно, многое зависит и от личности педагога, его доброжелательности и терпения...
С уважением Матвеева О.А. (педагог школы №Cool

Матвеева Ольга

Сообщения : 18
Дата регистрации : 2015-05-07

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сообщение автор Ирина Юрьевна Жукова в Пт Май 08, 2015 11:48 pm

Как я уже писала выше, задача школы – поддержать ребёнка, развить его способности и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. А также создать условия развития каждого ребенка, в том числе и для развития одаренных детей. Организация работы по поддержке талантливых и одаренных детей в школе ведется по программе "Одаренные дети" и имеет содержание:
1. Выявление одаренных и талантливых детей.  Формируется банк данных - школьный.
2. Помощь в самореализации одаренным учащимся. На уроках и на внеурочных занятиях  учителями используются всем известные различные формы организационной работы (индивидуальная, коллективная, групповая, индивидуальная), применяется проблемное обучение, творческие задания, ИКТ, исследовательская деятельность создаются ситуации успеха. В этом году больше учащихся стало заниматься исследовательской деятельностью и по различным направлениям: литература, химия, история, музейное дело. Так Дубницкая Л. и Глущенко К.приняли участие в районном конкурсе исследовательских работ по химии и заняли первое место, Безгинов В. третье место в исследовательском конкурсе по литературе и т.д.
С целью раскрытия способностей проводятся предметные недели, на которых практикуется выполнение творческих заданий, выступление с докладами.
3. Поощрение одаренных.
4. Работа с родителями одаренных и талантливых детей. На общешкольных родительских собраниях, на линейках, посвященных окончанию учебного года им объявляется благодарность.
5. Работа с педагогами. В данном направлении администрацией школы проведены семинары и педсоветы "Одаренные дети". Повысить профмастерство помогает курсовая подготовка.
6. Взаимодействие школы с  другими структурами социума, образовательными организациями.

Ирина Юрьевна Жукова

Сообщения : 4
Дата регистрации : 2015-05-08
Возраст : 45
Откуда : Хабаровский край Советско-Гаванский район

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сообщение автор Трусова Марина Борисовна в Вс Май 10, 2015 8:41 pm

Каждый человек, а творец тем более, неповторим, но при всём индивидуальном своеобразии реальных проявлений креативности существует довольно много черт, характерных для большинства творцов. Причем большинство из них проявляется в детстве. Среди этих свойств, есть такие, которые часто проявляются в поведении и деятельности. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.
Эти свойства выделяли и описывали не только психологи. Успех всегда был привлекателен, а потому первыми стали выделять особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей историки и биографы.
Большинство из них пришли к выводам о том, что в детстве у многих выдающихся людей чаще всего встречались такие характеристики:
- 90% из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;
- 75% рано созрели, были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;
- почти 90 % были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;
- по крайней мере, 75% были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью: они получали удовлетворение от своей работы.
Многие выдающиеся люди имели ряд личностных качеств, существенно отличавших их от других людей. Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательность. Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, обычно называют оригинальностью мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, называют гибкостью мышления. Высокий уровень «гибкости мышления» - явление редкое. Его наличие свидетельствует об исключительности характерной для одаренных детей. Ну и, конечно, ученые выделяют феноменальную память.
Распространено мнение, что если дан человеку дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. И прекрасной возможностью для этого является внеурочная деятельность.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
В нашу школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов.
Очень понравилось мне высказывание психолога Богоявленской: «Следует говорить о задаче формирования в школе творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей. Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Творчество — норма детского развития».
Я согласна со многими психологами и учителями, которые говорят, что природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Естественно, немаловажную роль играют задатки. Второе условие – раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию. Третье условие – упорный труд. Способности не получают в «готовом виде». Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. «Гений, – говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, – это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение».
Четвертое – это интерес. Принуждение – это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию.
Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений. В нашей работе на занятиях внеурочной деятельностью создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов.
Внеурочная работа в нашей школе реализуется через кружки, которые посещают учащиеся начальных классов: «Тропинка к своему Я», «Квиллинг», «Экология и здоровье», «Ритмика», «Мир деятельности», «Геометрика», «Я – исследователь», «Занимательный русский», «Экономика», «РПС. Юным умникам и умницам» и др. В своём классе я веду пять, из выше перечисленных курсов, посредством которых стараюсь выявить и развить способности и склонности своих учеников к тем или иным областям науки и культуры. Результатом такой работы считаю – повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации моих второклассников.

Трусова Марина Борисовна

Сообщения : 4
Дата регистрации : 2015-05-04

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сообщение автор Лазуткина Галина Анатолье в Пн Май 11, 2015 3:47 pm

В своей статье хотелось бы осветить некоторые проблемы развития одаренных детей.
Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Можно выделить две целевые установки процесса развития талантливых детей.
Первая - создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка. Чтобы достичь этой цели, необходимо провести целый ряд мероприятий, направленных на изучение начальных условий деятельности. К ним можно отнести: вычленение критериев одаренности, выявление детей по данным критериям, изучение их интересов и начального уровня развития. Дальнейшая работа с талантливыми учащимися будет включать в себя разработку теоретической основы и практических планов коллективных, групповых и индивидуальных занятий, а также действия по анализу и систематизации педагогической деятельности.
Вторая - воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов. Данная цель предполагает изучение и развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, а также создание определенных физических и психологических условий для его развития . Подобные действия могут создать благоприятную обстановку для формирования личности с заранее планируемыми качествами. Несмотря на то, что первая установка по некоторым положениям противоречит настоящей, их нельзя разделять или выделять одну за счет другой - они имеют равное значение для развития одаренного человека.
Педагогические программы развития одаренных детей необходимо строить исходя из того, что обе эти задачи решались одновременно. На построение таких программ должны оказывать влияние не только общие требования педагогики и психологии, но и личность, характер ребенка, то есть они в значительной степени должны носить индивидуальный характер.
Одаренность - сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д. К отрицательным - индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость.
Учитывая неоднозначность взглядов на одаренность и ее проявления, а также тот факт, что одно и то же слово определяет различные понятия в быту и науке, затруднительно дать всеобъемлющее и точное определения этого явления.
Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы. В стандартных жизненных ситуациях в качестве источников можно использовать рассказы, замечания и суждения преподавателей, родителей, сверстников и друзей, а также результаты различных тестов.
Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Довольно часто одаренные дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно, и т.д. Наравне с этой проблемой существует и другая - рано развившиеся дети думают значительно быстрее, чем пишут. Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены, неаккуратны, выглядят незавершенными. В некоторых случаях это может привести к полному отказу ребенка от фиксации своих мыслей.
Такие случаи единичны, чаще встречается нестабильность интересов, что приводит к ситуации, когда ребенок не знает, кем хочет стать в будущем. Обычно одаренные дети проявляют повышенную требовательность к себе и другим, нетерпимость к нарушителям собственных канонов. Такие особенности поведения и сознания позволяют одаренному ребенку отказаться от кумиров и авторитетов, что, с одной стороны, затрудняет процесс обучения, с другой - помогает сформировать свой собственный стиль. На ранних стадиях работы с одаренными детьми можно наблюдать и другую неприятную особенность - поверхностность знаний. Это объясняется множественностью интересов ребенка, его желанием заниматься всем, к чему возникает интерес.
Следует сказать и о том, что одаренные дети доставляют неудобства не только другим, но, зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора, руководителя в раннем возрасте, они, тем самым, вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры. Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают склонны к командованию, управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми.
Этот факт можно рассматривать с различных точек зрения: если талантливый ребенок приложит максимум усилий к привлечению внимания к своей личности, то он будет иметь высокий авторитет и уважение группы, в которой развивается; и, напротив, невостребованные управленческие таланты приводят к тому, что человек отвергается коллективом. В первом случае создается благоприятная психологическая обстановка для дальнейшего развития личности, во втором - конфликты могут привести к полной потере интереса к дальнейшему развитию.
Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям - обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.

Лазуткина Галина Анатолье

Сообщения : 1
Дата регистрации : 2015-05-08

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сообщение автор Янкина Наталья в Вт Май 12, 2015 11:00 am

Я, как учитель музыки, расскажу о работе с музыкально - одарёнными детьми на внеурочных занятиях в школе. Музыка также играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
В основу моей рабочей модифицированной программы внеурочной музыкальной деятельности «Весёлые нотки» положена образовательная программа «Музыкальный звездопад» В.В.Иноземцевой.
Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся.
Цель: создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Программа позволяет:
-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:
-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
-предоставление возможности самовыражения, самореализации.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Возраст детей от 7 до 10 лет. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю, 68 часов в год. Предусматривается звеньевая форма обучения.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные индивидуальные и групповые занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание уровня сформированности вокально – слуховых представлений детей проводится с помощью диагностики разработанной руководителем музыкально – хоровой студии г.Тюмени И.А.Леоновой.
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.


Янкина Наталья

Сообщения : 1
Дата регистрации : 2015-05-12

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения